Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Цветная палитра Урала. Южноуральские агаты.

Агат является окрашенной в различные тона разновидностью халцедона, скрытокристаллической волокнистой разности кварца. Для простоты можно сказать, что не каждый халцедон является агатом, но каждый агат — халцедон.
Обычно в природе халцедоны и агаты встречаются в виде корок, натечных почковидных форм, сферолитов или желваков. В свое время известный уральский знаток минералов Сергей Царегородцев называл халцедон, наряду с пиритом и кварцем, «минералами поганками». Обосновывая это тем, что названные минералы встречаются практически во всех разновидностях горных пород и в самых разных геологических условиях.
В зависимости от химических и механических примесей халцедон бывает окрашен в самые различные цвета и оттенки: молочно-белый, черный, серый, желтый, красный, бурый, зеленый. Халцедоны, сложенные различно окрашенными концентрически-зональными слоями, называются агатами, а сложенные параллельно-плоскими слоями халцедона — ониксами. Надо заметить, что это деление достаточно условно, так как очень часто концентрически-зональные и параллельно-плоские слои наблюдаются на одном и том же образце.
Уральский агат не может похвастаться мировой известностью, как, например, тагильский малахит, малоседельниковский родонит или южноуральские яшмы.
Несколько сот проявлений агата рассыпаны разноцветным серпантином от Полярного Урала до северных отрогов Мугоджар.
По богатству цветовой гаммы только пейзажные яшмы Южного Урала могут сравниться с агатом. Отдельно стоят моховые агаты и гелиотропы.
Не будучи редким, агат не образует в уральских пределах, сколько-значимых месторождений.
Отсутствие крупных месторождений агата на Урале объясняется его геологическим строением. Подавляющее большинство мировых запасов агата извлекается из кайнотипных (молодых) вулканических пород: базальтов, андезитов и др. Все эти породы мезозойского, в частности триасового возраста, на Урале практически не имеют выхода на дневную поверхность, и только в Курганской области с ними связаны знаменитые Синарские проявления агатов.
Небольшая река Синара берет свое начало в Челябинской области, вытекая с восточной стороны одноименного озера. Протекая по трем областям: Челябинской, Свердловской и Курганской, с запада на восток, река последовательно вскрывает различные по составу и возрасту горные породы. В верхнем и среднем течении Синара протекает среди магматических и метаморфических пород, далее прокладывает свое русло среди скальных известняков каменноугольной системы, и незадолго до впадения в Исеть вскрываются вулканические породы: риолиты и базальты. Именно здесь, по берегам Синары и в ее русле, находятся несколько проявлений агатов, и именно сюда устремляются любители камня со всей России.
Известны синарские агаты с середины XIX века. Управитель Каменского железоделательного завода А. Ф. Грамматчиков в 1850 году писал: «В Каменской даче наиболее развит диоритовый порфир, который весьма часто переходит в диоритовый сланец; как, например, у села Зырянского и близ деревни Колпаковой. Полевошпатовые кристаллы этого порфира более или менее лиственны, иногда заменяются кристаллами амфибола; он постоянно рассечен прожилками кварца, который иногда встречается в виде студенистой разности его, образуя в массе порфира желваки халцедона, сердолика и кохолонга». (Горн. журн. Кн. IV. 1850).
Географически синарские месторождения агатов находятся в Курганской области, на самой границе Уральской складчатой страны и Западно-Сибирской равнины; в окрестностях деревень Чернушки, Зырянки и Борисовой. Большая часть района сложена эффузивно-осадочными толщами силура и девона, а также карбонатно-терригенными осадочными породами каменноугольной системы. Породы палеозойской группы расположены в меридиональном направлении, залегают в виде складок, осложненных разрывами. Более молодые, триасового возраста породы обнажаются в долине реки Синары на участке от деревни Чернушка до деревни Борисовой. Это амигдалоидные лавы с миндалинами агатов, возраст — 220–240 млн лет. На отрезке от села Окулово до села Зырянского наблюдаются позднемеловые глины, зеленые глауконитовые пески, песчаники-опоки. Четвертичные отложения представлены галечниками, песками, глинами. Агаты наблюдаются как в коренном залегании, так и в делювиально-аллювиальных россыпях.
На левом берегу Синары, между деревней Чернушкой и Борисовой, заложены два карьера по добыче риолита. Здесь породу взрывают, дробят, превращая в щебень, и снабжают практически всю Курганскую область столь необходимым строительным камнем. В отвалах, окружающих карьеры, можно наблюдать породы серого, красноватого и зеленоватого цветов. Изредка в риолитах видны бледные халцедоны и агаты.
Миндалины агатов мелкие, в среднем до 2 см. По рассказам старожилов, здесь при вскрышных работах попадались желваки агата до 20 см. Цвет здешних агатов неяркий, голубоватый, желтоватый или розовый. Качественные коллекционные и ювелирные агаты здесь практически не встречаются.
На северной окраине деревни Борисовой обнажаются темно-серые, почти черные базальты, вулканические породы основного состава. При извержении базальтовая лава содержала большое количество газов. При остывании лавы газ улетучивался и образовывались пустоты, позднее заполненные халцедоном. Цвет здешних агатов коричневато-оливковый, иногда голубоватый с неясной штриховкой, в центре заполнен шестоватым кварцем. Очень редко удается выколотить из породы жеоды с морионовыми или аметистовыми головками кристаллов. Большинство агатов имеют следы вторичных процессов. В рубашке имеются отверстия и внутри кварц частично выщелочен.
Но славу здешним агатам принесли погребенные мезозойские россыпи на правом берегу Синары.
В далекие, еще советские времена мы с группой юных геологов из Свердловска прибыли на железнодорожный вокзал города Каменска-Уральского. Перейдя в соседнее здание автовокзала, купили билеты до деревни Чернушки. Примерно чрез полчаса подошел маленький «пазик», в который, кроме нас, набилось большое количество дачников. Не успел автобус тронуться, как его опять остановили, и в без того полный автобус начали втискиваться школьники с рюкзаками и палатками. Оказалось, что это наши «коллеги», юные геологи из города Горнозаводск Пермской области. Как говорится в тесноте, да не в обиде, буквально на головах друг у друга примерно через час-полтора мы прибыли в Чернушку. Выйдя к крутому берегу Синары, мы увидели частично разрушенный навесной мост, по которому один за другим осторожно переправились на правый берег реки. Наши спутники пермяки уже бывали здесь и уверенно повели нас по тропинке вглубь красивого березового леса. Стояла поздняя осень, земля была покрыта красочным ковром из опавших листьев. Через непродолжительное время мы вышли к крутому логу, впадающему в Синару. По рассказам пермяков мы знали, что до «нашествия» любителей камня агаты можно было собирать прямо в русле этого и соседнего логов. Да и поначалу долгое время любители просто раскапывали борта, углубляясь на 1–2, иногда 3 метра, пока одного вошедшего в азарт копателя не завалило породой.
Оставив дежурных ставить палатки и готовить ужин, мы приступили к осмотру местности. Было заметно, что здесь часто бывают любители агатов, довольно большая площадь леса была изрыта ямами различной глубины. Некоторые выработки достигали глубины 3–4 метров и внушали уважение и опасение. Накануне прошел дождь и в неярких лучах вечернего солнца на поверхности многочисленных отвалов разноцветной радугой засияли мелкие агатики, рядом с ними лоснились жирными боками многочисленные кремни и яшмы. В те времена их никто не собирал.
Наступила ночь, стало довольно прохладно. Наши ребята, моментально подружившиеся с пермяками, развели большой костер. Все поужинали, начались разговоры о камнях и путешествиях. Нашлась и гитара, короче, кто бывал в походах и экспедициях, все прекрасно представляет.
Утром с нетерпением приступили к поискам агатов. Ребята начали рыться в старых отвалах и под дерном, а мы, двое взрослых, отойдя немного в сторону, забили собственный шурф.
Первые полтора метра пробивались через плотную вязкую делювиальную глину красно-коричневого цвета. В глине часто встречался мелкий кварцевый щебень и редкие кусочки халцедона. Надо заметить, что пару неплохих сердоликов мы нашли практически под дерном, что нас сильно обнадежило и не позволило бросить выработку, когда мы завязли в глине.
Пробившись сквозь четвертичный делювий, дело пошло быстрее. Под лопатой заскрипел песок, мы вскрыли песчано-глинисто-щебнистые отложения полимиктового состава. Еще немного времени, труда и пота, и вот они, агаты! В общей сложности за два дня нам удалось добыть довольно много халцедоновой гальки, из которой отобрали ведро неплохих агатов. Всю последующую зиму юные геологи занимались их распиловкой и полировкой.
Продуктивный слой с агатами представляет собой погребенный аллювий древнего русла Синары. Дело в том, что в мезозойскую эру уральские реки текли не в широтном направлении, а меридиональном. Прасинара, по всей видимости, имела направление с юга на север, что косвенно подтверждается находками агатов в более южных районах. Причем агаты из россыпи резко отличаются от агатов из базальтов и риолитов.
Коренные источники россыпи находились достаточно далеко от теперешнего русла Синары, о чем говорит сильная окатанность галек, интенсивная трещинноватость и заметные вторичные изменения окраски. Часть агатов имеет природную полировку, что свидетельствует о длительном путешествии в водном потоке с песком и обломками горных пород.
В морфологическом отношении агаты встречаются в виде сфер, полусфер, овальных или плоских образований с бугристой или ячеистой поверхностью. Размеры в среднем 5–10 сантиметров, но были находки сердоликов и до 30–40 сантиметров.
Агаты Синары обычно окрашены в теплые желтовато-красные тона. Строение полосчатое, причем встречаются тонкополосчатые агаты, с чередованием, желтых, красных и белых цветов, рождающих радужную игру цветов — муаровый эффект. Это самые ценные, представляющие ювелирный интерес агаты.
В целом на месторождении встречаются все разновидности агата, но преобладают сердолики, карнеолы и сардеры. Нередко в россыпи находятся агаты с не полностью завершенным процессом заполнения — жеоды. На стенках жеоды видны головки кристаллов кварца, иногда мориона и аметиста. В одну из поездок был обнаружен образец гелиотропа — зеленого халцедона с яркими кроваво-красными вкрапленниками.
Главным недостатком синарских агатов является сильная трещинноватость, целые, не раздробленные образцы встречаются очень редко. Большая коллекция агатов собрана в Геологическом музее им В. П. Шевалева в г. Каменске-Уральском.
Все меньше остается на Урале уголков, куда можно приехать в свободное время и позаниматься любимым делом — поиском минералов. В этом отношении Синарские месторождения остаются и, надеемся, и в будущем останутся доступными всем любителям природы, неизлечимо зараженным «каменной болезнью».
Не меньшей популярностью у любителей камня, особенно челябинцев, пользуются магнитогорские проявления агатов. Расположенные в 2 км на юго-запад от города Магнитогорск, высыпки агатов и халцедонов занимают значительную площадь. Скоро новостройки города поглотят его или кто-то из жильцов начнет собирать агаты на строительных котлованах.
Проявление было обнаружено в 1937 году Н. А. Спасским и П. Я. Устиновым по многочисленным высыпкам агата на дневной поверхности. В 1965–66 гг. поисковые работы на агат проводила Мурзинская ГРП УКСЭ УТГУ (Матафонов В. А., Гумеров Л. Г.). В 1973 г. партией № 4 экспедиции № 122 поиски были продожены.
В геологическом отношении район сложен вулканическими образованиями каменноугольной системы, представленными андезитовыми и андезито-базальтовами порфиритами с прослоями кислых лав и туфов трахилипаритового состава.
В отличие от синарских, они более крупного размера и менее трещиноваты. Но зато сильно проигрывают в цветовой гамме. Как правило, периферийная часть миндалин выполнена светло-серым, иногда розоватым халцедоном звездчатой формы, к центру переходящим в серый или молочно-белый кварц.
Особой популярностью здешние места пользуются весной и осенью, когда на поля выводится техника и поля распахиваются. В свежих бороздах без труда можно собрать приличную коллекцию агатов и халцедонов.



Перейти к верхней панели