Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Находясь в суете современной цивилизации, мы не замечаем, что окружающая нас природа удивительна, прекрасна. И, только выезжая из города, вспоминаем, что проживаем в одном из красивейших мест Южного Урала, рядом с водопадом Гадельша.

водопад Гадельша весной

 

Если ехать из Сибая в сторону Ирендыкских гор, где, пробивая огромные камни Яманташа, начинается река Туяляс, мы встречаемся с прекрасной девственной природой, сохранившей свое очарование и дыхание седых времен. Понимаешь, что именно здесь должны были родиться красивые легенды – риуаяты о прекрасных девушках и батырах, отразивших набеги иноземных захватчиков, сказочных демонов. Здесь каждый камень, скалистые вершины, каждое вековое дерево и водопад, именуемый в народе Гадельшинским, имеет свою загадку, свою историю. Представители старшего поколения, бывшие жители д. Гадельша Баймакского района, помнят легенды, которыми обросли эти удивительные места, богатые золотом.

Жизнь башкира-полукочевника невозможна была без водоема. Поэтому места для проживания и кочевья выбирали там, где есть вода. Неслучайно Илиш Назаров и его сородичи, перебираясь с западной стороны Ирендыка в XVIII столетии, выбрали долины реки Туяляс с обильной растительностью и небольшими лесами для проживания и укрытия скота от знойной жары.

Река Туяляс (по-башк. Төйәләҫ) начинается с родника, выбивающегося из недр скалистой вершины Яманташ, что находится в 6,5 километрах от д. Гадельша на восточном склоне хребта Ирендык. С башкирского языка Яманташ переводится как страшный камень из-за устрашающего его вида. Накопившаяся здесь вода образует небольшое болото, отсюда, устремляясь сквозь скалистый гребень, размывая горные породы, проложила себе узкую долину – ущелье. Поток воды на своем пути встречает первую преграду – каменный уступ высотой до 2 метров и, низвергаясь с него, попадает на более массивные монолитные два уступа высотою по 7 метров каждый.

Поток воды, падая вниз с каменных уступов и разбиваясь в брызги, в солнечный день отражает радужный свет. Издалека слышен шум падающей воды. Это и есть начало красавицы реки Туяляс.  Весной особенно красив, полноводен водопад, бурлящий на всю округу, все ущелье наполняя звуком падающей воды. По названию самой ближайшей деревни водопад называется Гадельшинским.

Вырываясь из каменных теснин, Туяляс берет направление на северо-восток. По пути к ней присоединяются маленькие речки Назира, Тораташ, родники Олосаз и  Йыланузяк. Протекая 15-16 километров, ниже деревни 2-е Туркменово, южнее горы Тугажман, соединяется с речкой Малый Туяляс и резко поворачивает на восток, а потом, постепенно сворачивая, после д. Калининское до слияния с Уралом принимает южное направление, то есть, описывая дуги, выходит за пределы границы Республики Башкортостан и в 10 километрах ниже населенного пункта Кизильское Челябинской области впадает в реку Урал[1]. До 1775 г. эта река носила название Яик, но после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева императрица Екатерина II, чтобы навсегда стереть в народе память об этих драматических для империи событиях, переименовала ее в Урал. В Восточной Европе эта река – третья по протяженности (2428 км), уступает только Волге и Дунаю.

По вопросу происхождения названия реки Туяляс единого мнения до сих пор не имеется. Есть версия происхождения от башкирского слова «төйнәлгән» (переплетаться в узел), что означает место соединения множества горных речек и ручьев. Туяляс, соединившись у горы Тугажман с реками Малый Туяляс, Шалтыран и Япраклы, дальше с речушками Каркабаром и Асамаем, устремляется к реке Урал (Яик).

По другой версии, название реки произошло от башкирских слов «дөйә эйәләгән». Об этом поведал выходец из д. Туркменово Идрисов Р.А.: «Из нашей деревни пожилой дядя Касим Аминов мне рассказывал, что в давние времена, когда казахи постоянно приезжали в наши края на базар, на несколько дней останавливались только в одном месте у реки Туяляс. Пока они торговались, их многочисленные верблюды здесь отдыхали. Башкиры потом стали называть это место и реку «дөйә эйәләгән», то есть «пристанище верблюдов». Это название постепенно, сокращаясь, превратилось в Төйәләҫ, на русском – Туяляс[3]. К сожалению, по вине русских геодезистов и картографов название реки искажено и переименовано на русский лад – Худолаз. Местные люди свою реку до сих пор называют по старинке Туяляс.

По мнению ученого-археолога Н.А. Мажитова, название реки Туяляс на Южном Урале напрямую связано с проживанием на Южном Урале в глубокой древности телёской группы древних башкир, часть которых по неизвестным причинам переселилась на Алтай и сохранила многие элементы древней культуры уральских башкир, полностью утраченные под влиянием ислама и современной литературы. Возможно, к этой группе башкир относится и род тиляу (тиләү), проживающий в Зауралье. Известные советские историки-этнографы Л.П. Потапова, Н.А. Алексеева происхождение племени тёлёс региона Алтай тесно связывали с племенами теле из среды тюркоязычных гуннов Центральной Азии. По их утверждению, этноним теле-тёлёс образовался от слова дөйә – верблюд[4]. Значит, древнейшие предки теле-тёлёс-төйәләҫ являлись выходцами из южных степей, где водились верблюды. Следует сказать, что среди алтайцев одну из самых крупных этнических групп – сеоков составляют тёлёсцы (по-башкирски – төйәләҫ). Исследователь В.В. Радлов на основе собранных историко-этнографических материалов утверждает, что тёлёсцы издревле жили южнее Телецкого озера. Сами тёлёсы называют это озеро Алтынкуль. Эти исторические источники подтверждают, что группа древних предков алтайцев пришла на Алтай с Урала и прямыми потомками этих пришельцев называют тёлёсцев. Действительно, древние жители этих окрестностей владели секретами добычи золота, изготовления изделий из них. Так, о богатствах края говорит и найденный в 1992 г. золотой самородок «Ирандыкский Медведь» в поле возле д. Кусеево, массой 4 кг 788 граммов, хранящийся ныне в Национальном музее РБ.

Недалеко от водопада, на расстоянии около километра, имеется пещера. Чтобы её обнаружить, нужно пройти от дороги 100 метров через густые кустарники и деревья. Полагают, что эта пещера являлась местом жилища древних людей, т.к. её высота составляет больше двух метров, а длина – 15 метров.

Рядом с водопадом, откуда брала начало река Туяляс, находилась и д. Гадельша. Когда всю страну в последней четверти 19 в. захватила золотая лихорадка, здесь кипела бурная жизнь старателей. Деревня располагалась у подножия горы Олотау за Туялясом

справа от дороги виднеются фундаменты д.Гадельша (Баймакский район РБ)

 

На склоне этой горы росли молодые заросли лиственницы. Там же, в открытом месте, и сейчас стоят две величавые и красивые лиственницы, привлекавшие к себе внимание туристов. Ту, находившуюся чуть-чуть пониже, по информации уроженца этой деревни Д. Хабилова, называли лиственницей Хаиба (Хәиб ҡарағасы). По рассказам взрослых, в начале XX столетия наши лиственницы, в том числе и вековые, стали продавать за границу для корабельных лесов, чем были возмущены местные жители. Одна пожилая бабушка Хаиб Сиргалина взобралась на одну самую высокую и красивую из них и не давала распиливать. С тех пор это дерево стали называть ее именем. Вспоминает Давлеткильде Хабилов: «Когда я был еще маленьким, внук той бабушки Хибат агай частенько, сидя на ветке той лиственницы, играл на курае, затем любил повторять нам: «Это лиственница моей бабушки». Мы, дети, любили жевать живицу этого дерева. По ее веткам прыгали белки, живущие в маленьких дуплах, а наверху, куда мы не могли взобраться, всегда кружились дикие пчелы. Лиственница примечательна еще тем, что в нижней ее части, соприкасавшейся с землей, имеется огромное дупло, куда вмещается 3-4 взрослых человека. Во время дождя мы укрывались в этом дупле. Внутри нее сверху висят большие паутины, а также здесь обитают и летучие мыши.

 

По рассказам взрослых, лиственница Хаиба растет уже более 500 лет, ученые-биологи С. Янтурин и А. Камалов считают, что она из самых старовозрастных и величественных, ей более 700 лет! Проведенные ими измерения показывают следующие морфологические параметры лиственницы: высота – 20 м, диаметр у пня – 6,5 м, диаметр на уровне груди – 6 м. В 1980-х годах дерево ударило молнией, верхняя его часть сломалась и рухнула на землю. Гадельшинцы сразу прибежали, опечалились и собрали мед с пчелиного дупла упавшей части дерева».

Несмотря на то, что пострадала от молнии, лиственница и сейчас величественна. Однако сейчас эта местность наполняется зарослями разных деревьев, кустарников, а раньше лиственницу Хаиба можно было видеть издалека

 

Ландшафты окрестностей Гадельши представлены березово-осиновыми лесами с примесью лиственницы, встречаются реликтовые ильмовники, на обнажениях – скальная растительность. Флора насчитывает около 270 видов растений. Встречаются редкие и исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Республики Башкортостан: рябчик русский, тонконог жестколистный; реликты: горноколосник колючий, можжевельник казацкий, полынь шелковистая и станколистная, чина Гмелина, цицербита уральская; эндемики: смолевка башкирская, чина Литвинова и другие,

Южнее вершины Яманташ, в глубине Ирендыка, красуется горное озеро Сереккуль, в переводе на русский язык означает Гнилое озеро, глубиной местами до 5 метров, в которой водится рыба. Также в этой местности много ящериц, гадюк и ужей. Кроме озера Сереккуль, среди кустарников расположены озера Юсуп, Ялтыр-куль, Ярыш куль.

Восточнее от Яманташа высится скалистая гора Тораташ (Тораташ) . Эта гора стоит отдельно от остальных хребтов Урала. Один большой склон обращен на север, другой – на юг. На вершине растет можжевельник. Местами на склонах растут березы, осины, карагач. С вершины Тораташа как на ладони просматриваются близлежащие селения, ущелье водопада Гадельша. На вершине горы имеются выемки на камнях, словно кто-то их сделал для хранения воды. Их всего шесть, диаметром в 50-60 см. Вода хранится в них и в засушливое время года.

гора Тораташ

 

В окрестностях водопада прямо на поверхности земли можно обнаружить залежи яшмы. Гадельшинский выход яшмы, наряду с другими 30 местами яшмовых проявлений, входит в Сибайский яшмоносный район. Следует сказать и о том, что лучшими в мире считаются яшмы Урала и Алтая. Гордостью Башкортостана является южноуральская сибайская яшма. Все краски есть в сибайской яшме, но в изделиях камнерезного искусства и ювелирных украшениях используется, прежде всего, темно-вишневая, с прожилками полупрозрачного «ледяного» кварца яшма, с переходами от бордово-коричневого до кремово-розового. Сибайская яшма хороша во флорентийской мозаике: богатство полутонов позволяет так подобрать отдельные кусочки, что невозможно поверить, что это мозаика, а не картина, написанная красками. В яшмовых мастерских можно приобрести любое понравившееся изделие, никто не уходит без сувениров.

Гадельша – самый большой водопад республики, расположен на восточном склоне Ирендыка, на одном из притоков р. Туяляс, в 15 км от города Сибай. У него существуют и другие названия – Туялясский (по названию реки), Ибрагимовский, Яманташ  и др. Гадельшинский водопад с 1965 г. является геологическим, геоморфологическим, ботаническим памятником природы Республики Башкортостан и охраняется государством.

река Туяляс

 

Название «Гадельша» водопад приобрел от близлежащей деревни, носящей с 1757 года имя юртового старшины Гадельши Илишева. У водопада есть и второе название – Туяляс (по-башкирски Төйәләҫ) – небольшая горная река, на притоке которой находится водопад. Заслуженный деятель культуры РБ, художник Г. Ахметшин, побывав на водопаде,  рассказал свою легенду о Гадельше. Так, в очень давние времена жил в этих краях батыр егет Ибрагим. Знал он здесь каждую тропу, любил слушать шелест леса и трели его пернатых обитателей. Тут он добывал себе пищу.

Однажды, бродя по тропинкам каменных круч, спустился он в глубокое ущелье, где веяло свежей прохладой, и сел отдохнуть у источника. Упоенный ароматами лечебных трав и цветов: шелковистой полыни, бороздоплодника и можжевельника, горноколосника и уральских гвоздик, тонконога и смолевки башкирской, батыр уснул. Сквозь чуткий сон он вдруг почувствовал легкое дуновение по лицу и волосам, услышал, словно роднику подобный, звенящий трелью девичий смех. «Наверное, почудилось», – подумал Ибрагим, но когда смех повторился за каменной глыбой, он удивился и пошел на звук. За камнем никого не было. Будто соблазняя и увлекая его, смех раздался подальше. «Ах, шалунья! Сейчас я тебя найду», – сказал егет, направляясь за невидимым существом. А смех ее вновь и вновь повторялся за другим и следующим каменным утесом. Он туда, а там никого.

«Как же ловко она меня обводит», – подумал батыр. Безуспешно преследуя невидимую девушку, изрядно подуставший Ибрагим начал подниматься на склон горы Ирендык, где на фоне вечернего небосвода увидел тростник, который, тихо покачиваясь под легким ветерком, издавал нежный звук. Егет срезал тростник, проделал отверстия, поднес к губам, и заиграл курай. Дивная мелодия заполнила горные склоны и луга.
Вдруг услышал он глухой подземный голос: «Кто посмел нарушить мой покой?» Егет ответил: «Я Ибрагим! А ты кто? Покажись, если ты смелый!» Тут громко, словно эхо, раздалось: «Я дух подземного царства! Если я покажусь, то ты непременно умрешь. Но я хочу еще услышать твою игру на курае». Батыр заиграл вновь прекрасные мелодии, рожденные природой Башкирии. Говорят, что чудесные звуки долетели до селений, где очарованные музыкой мастерицы соткали удивительные по красоте паласы, скатали замечательный войлок. По душе пришлись мелодии и духу подземного царства.

 

А Ибрагим с этой поры только и думал, что о загадочной девушке, ее серебристом смехе, безумно влюбился в нее. В надежде услышать, а может, и увидеть ее он вновь и вновь приходил к месту, где исчез ее волшебный смех. И вот однажды он почувствовал ее близость и дыхание, хотя она по-прежнему была невидима. Вдруг услышал: «Мой отец – дух подземного царства. Ты мне нравишься, но отец не позволяет мне встречаться с тобой. Нам не суждено быть вместе, хотя моему отцу понравилась мелодия твоего курая. Он боится: если мы обвенчаемся, ты унесешь все его подземное богатство. Отец никогда не даст согласия на нашу помолвку».

Тогда у Ибрагима возникла мысль – подарить подземному духу птенца орла, чтобы смягчить его сердце. Поднялся батыр на высокую скалу Кузгунташ, где было гнездо орла, но не удержался, сорвался и упал вниз. Когда девушка наклонилась над его разбитым телом, он еле шепнул: «Пить!» Горькие слезы капали на его лицо, увлажняя губы, но не смог подняться батыр. Тогда девушка с трудом сдвинула большой камень, под которым пробивался родник с живой водой, приговаривая: «Нас спасла Туяляс, Туяляс!» Смешивая свои слезы с волшебной водой, Туяляс с ладоней напоила батыра. Услышав имя, Ибрагим открыл глаза и замер от восторга, увидев волшебный лик своей возлюбленной. Счастье озарило их сердца, и судьбы их воссоединились. Ибрагим с прекрасной возлюбленной ушел в подземное царство, а дух подземного царства благословил их взаимную любовь. Егет и кыз объединили наземные и подземные богатства, жили они счастливо и в любви. Родился у них сын – Гадельша (справедливый). Обосновал он свою юрту тут же поблизости и продолжил свой род.

В народе говорят, что с приходом весны Ибрагим и его прекрасная Туяляс возвращаются к водопаду, обильно орошающему луга и поля, деревья и травы целебной водой. Все в округе расцветает, земля преображается, жизнь продолжается, и кто выпьет той водицы из родника, у того смываются грехи, женщины расцветают, а мужчинам вода придает смелость, тело наполняется здоровьем, приобретая силу богатырскую

Действительно, будучи в окрестностях водопада, путешествуя по хребту синего Ирендыка, надолго заряжаешься положительными эмоциями, увозишь с собой приятные воспоминания, представляя окутанные легендами суровый лик горы Яманташ, радужный блеск водопада, блики сибайской яшмы, жемчужно-изумрудный ковыльный ковер зауральской степи. Наклоняясь в ритм дуновению ветра, они как будто шепчут нам: «До свидания, до скорой встречи!»

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели