Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Патриотизм в журнале "Уральский следопыт"

В различные периоды истории содержание понятия «патриотизм» изменяется, как и подходы к его воспитанию.

Со времен Наполеона I, который впервые ввел всеобщую воинскую обязанность, воспитание патриотизма предполагало формирование у молодежи готовности сражаться за родину – в том числе и не в родных местах непосредственно, а также за рубежом. Основной упор делался на изучении славных боевых традиций, подвигах предков, важное внимание отводилось владению оружием.

Эти задачи остались и сегодня, в особенности – в современной международной обстановке.

Однако ранее, в предшествующие два века, предполагалось, что все остальные формы патриотизма воспитаются сами собой, по умолчанию. Так, само собой разумелось, что человек будет работать в родных местах, рядом с домом (была выражающая это поговорка «Где родился, там и пригодился»). Также разумелось, что он будет жить рядом с родными и у него будет постоянный, достаточно тесный и узкий круг друзей, который не изменяется на протяжении многих лет (в одной из лучших патриотических песен про Волгу пелось: «Здесь мой причал, и здесь мои друзья – все, без чего на свете жить нельзя»).

В последние десятилетия в России – как и во всем мире – человеческая жизнь под влиянием научно-технического прогресса изменилась до неузнаваемости. Значительное большинство сложных продуктов производится в ходе международного сотрудничества (специализация позволяет удешевлять производство), детали и комплектующие для них делаются по всему миру. В результате все большее значение обретают международные корпорации, имеющие филиалы по всему миру. Происходят процессы глобализации, о которых ранее нельзя было даже и помыслить (титан для американских самолетов производится на Урале).

В результате резко возрастает социальная мобильность. Статистика показывает, что большая часть людей работает не там, где их место рождения. Люди все чаще меняют место работы. ( В прежние времена прославлялись те, у кого в трудовой книжке только одна запись – о приеме на работу – до самой пенсии.) Сегодня восхваляется социальный динамизм, восхождение по кадровой лестнице с приближением к столицам, а того больше – выход за рубеж, международное признание специалиста.

Возможности интернета открывают шансы для дистантной работы – из другого города. Круг друзей благодаря современным средствам связи расширяется в десятки, даже в сотни раз – друзей на «Фейсбуке» у некоторых насчитывается несколько тысяч. Разумеется, во столько же раз сокращается время на общение с каждым из таких «друзей». Происходит оно в виртуальном пространстве.

Сегодня уже мало кто может сказать: « Родина – это место, где я работаю, где я живу, где живет моя родня, где живут мои друзья». У современного динамичного человека все эти места совпадают редко.

Означает ли это, что патриотизм – это понятие устаревшее, архаичное?  Что оно выражает только ностальгию по утраченным патриархальным временам? Когда человек из столицы, который ездит на престижных иномарках, поет «Выйду я на поле с конем»…

Люди, которые заинтересованы в притоке дешевой рабочей силы куда угодно, всячески пропагандируют работу и учебу за рубежом, говоря, что теперь наступили космополитические времена.  Они уверяют, что глобализация и космополитизм – это современно, а преданность своему региону и патриотизм – это признаки отсталости. Молодежь, которая изо всех сил хочет быть современной, воспринимает эту идеологию некритически.

А между тем пропаганда космополитизма направлена на Западе только за границу. Внутри страны никто не пропагандирует красот России или Китая и не говорит, что жить и работать там в эпоху глобализации – это современно. Нет, пропаганда космополитизма вовне вполне сочетается с пропагандой патриотизма внутри страны.

Это объясняется отнюдь не двуличием и не отсутствием логики.

Просто в рыночном обществе все давно усвоили, что репутация города или поселка обеспечивает приток капиталов. Если жить в данном городе престижно, если здесь есть множество преимуществ, если здесь есть современные предприятия, не вредящие окружающей среде, если здесь обеспечено высокое качество жизни – то сюда приедут люди с высокими доходами и хорошими организаторскими качествами и сделают здесь жизнь еще лучше.

Достаточно посмотреть на рекламу новых жилых районов, где требуется продать квартиры в новостройках, чтобы убедиться – это крайне патриотичная реклама. Она восхваляет данный район как лучшее, самое благополучное место на Земле, где все хорошо с природой, с культурой, с работой и отдыхом. И если рассказать людям в соседних районах, что сегодня эпоха глобализации и пора срываться с родных мест, а потом предложить им патриотичную рекламу новых мест обитания, то можно добиться перемещения нужных специалистов именно туда, где они нужны.

Таким образом, сегодня патриотизм – это не просто чувство, испытывать или не испытывать которое может по своему усмотрению каждый отдельный человек.

Патриотизм – это сегодня необходимое условие для обеспечения процветания региона, для привлечения и удержания в нем людей, которые могут обеспечить здесь достойное качество жизни.

Конечно, воспитание патриотизма – это и государственное дело.

Но в еще большей степени оно должно стать задачей гражданского общества. Сами люди, если они хотят улучшить качество своей жизни, должны создавать и распространять привлекательный образ тех мест, где они живут и работают – создавать делами, а не только словами, хотя слово и дело тут неотделимы друг от друга.

Что такое современный патриотизм на Урале?

Это – любовь к родным местам, к своей родне, к своим друзьям и работе (как и во все времена). Но сегодня, когда на человека накатывается огромный вал информации, нельзя, чтобы эта любовь была молчаливой. В. Шекспир писал в сонете: « Я не хочу хвалить любовь мою – я никому ее не продаю». Так думали и мы еще недавно. Но если мы не умеем говорить о своих достижениях, о красоте родного края, о вкладе его в современное развитие, а другие будут рекламировать свои края – да еще умело, с картинками, в интернете, то их края покажутся многим более привлекательными, чем наши. И свою будущую судьбу они будут связывать именно с ними. И свои будущие достижения – тоже. А родные места рассматривать как место временного пребывания.

В основном эта информационная атака направлена на молодежь. Но – не только. Ей подвергаются и люди среднего возраста. И даже люди пожилого возраста. У них  тоже формируют мнение, что хвалить свое, отечественное – признак отсталости.

Как нельзя сегодня трактовать патриотизм?

Во-первых, как любование исключительно прошлым – без сочетания уважения к былому с повествованием о новых достижениях и современных успехах.

По сегодняшним правилам масс-медиа, рассказывать что-то хорошее о достижениях современников нельзя – это будет скрытая реклама. А о том, что сейчас будет реклама, надо предупреждать.  Скажем, прервать сериал на телевидении заставкой «Реклама» и сказать про любовь к родному предприятию, которое определяет мировой уровень в своей отрасли. Но мы ведь приучены, что всякая реклама – это обман и преувеличение…

Так что хороший журналист должен быть едким и критичным. А говорить что-то хорошее он должен только за деньги. Иначе он будет наказан за скрытую рекламу – за то, что не поделился с государством деньгами, полученными за нее.

Есть, однако, люди, которые по долгу своей службы должны рассказывать о родных краях все – и хорошее, и плохое. Это – краеведы. Это – географы. Это – настоящие уральские следопыты, которые «ищут следы» уральцев не только в тайге, но и в самых людных местах – на новых стройках, на самых современных производствах. И даже в лесной глуши – но не только любуясь нетронутыми уголками природы, но и восхищаясь мастерством людей, которые овладели современной техникой.

Не старец, бредущий с котомкой и посохом, а молодой человек, который совершает мотопробег по местам боевой и трудовой славы на самой современной машине, которой он мастерски управляет, – вот современный образ патриота. Современная техника, даже зарубежная, отнюдь не делает человека антипатриотом. А. И. Покрышкин, летая с весны 1943 года на американской «Аэрокобре», сбил 48 самолетов врага – но при этом остался точно таким же патриотом, каким он был раньше, когда летал на отечественных машинах и сбил 11 вражеских самолетов.

Ведь решающее значение имеет не то, кто изготовил технику, которой ты пользуешься, а то, ради чего ты действуешь, пользуясь ей. Конечно же, хотелось бы, чтобы и лучшая техника была отечественной. Но она никогда не станет такой, если приучать себя к мысли, что все отечественное – отсталое. И только в патриархальном обществе, при натуральном хозяйстве, когда все необходимое производилось в крестьянском хозяйстве – от еды до одежды и частушек, – было патриотично считать, что все наше – лучшее в мире. В эпоху разделения труда  существует специализация. Нельзя уметь хорошо делать абсолютно все. Надо уметь признавать достижения других – и вступать с ними в партнерские отношения и учиться у них. Но надо так же хорошо знать и собственные достижения и гордиться ими.

Мы привыкли, что краеведы занимаются прошлым. Это как бы подразумевается само собой. Как и то, что историки  занимаются прошлым. Может ли историк заниматься современностью? У профессиональных историков существует негласный запрет писать что-то академическое о событиях последнего десятилетия. Должна, дескать, осесть пена и муть, чтобы увидеть все в истинном свете. Но это касается оценок и выяснения смысла происходящего. А краевед – он вполне может рассказывать и о настоящем, и о будущем.

Уральская инженерная школа – это не только прошлое.

Современные технопарки и инновации – это тоже уральская инженерная школа. И рассказывать о ней могут и должны краеведы.

Человек – существо сложное и многогранное. Нельзя сводить всю его жизнь только к работе. И нельзя сводить всю его жизнь только к общению с друзьями. И к одной только семье нельзя. И к хобби одному – тоже нельзя.

Это все – составляющие одного и того же целого.

Так и жизнь на Урале, которой живут здешние люди.

Это – не только производство. Не только хобби. Не только общение с природой. Не только культурное творчество.

Это – только все это вместе.

Так что нельзя считать себя уральцем, если ты не можешь разжечь костер и поставить палатку. Все, что умели делать отцы и деды, надо уметь – хотя бы из уважения к ним. Но нельзя считать себя уральцем, если ты ничего не знаешь про Титановую Долину или про УГМК. Или про музей деревянного зодчества в Синячихе. Или про театр Николая Коляды. Про «Уральский следопыт», в конце концов. А только сидишь в лесу, около палатки, да жжешь костер. Пусть даже и поешь при этом хорошие песни.

Так что будущее свое «Уральский следопыт» видит в создании и продвижении синтетических проектов.

На протяжении многих лет, к примеру, мы проводим фестиваль «Осень Уральского следопыта». Его кульминация – регата на городском пруду.

Но как поэт в России – больше, чем поэт, так и регата эта – больше, чем просто регата.

Это – не просто плавание по водам, а плавание уральцев по водам.

Что это значит?

А то значит, что для Урала такие плавания – вовсе не дань зарубежной экзотики. Сегодняшние сплавы туристов по Чусовой – это всего лишь повторение того пути, каким в центр России доставлялась уральская продукция. И деды наши ходили по рекам, и прадеды. А еще мы ходим не абы где, а по уральским водоемам. Поэтому в этом году мы хотим совместить регату с олимпиадой по географии, которую организует «Уральский следопыт» совместно с УрГПУ. Географию неправильно изучать только в классе. Даже если это – интернет-класс. И ходить по рекам и озерам Урала без географии – нельзя. Надо уметь ориентироваться на природе. Надо понимать лес на берегу. Всему этому и будут учить географы. А победители олимпиады смогут бороздить  пруд на яхтах с победителями регаты – это нормально, ведь Чарльз Дарвин создал свое учение после плавания на корабле «Бигль». Естествоиспытатели должны чувствовать себя на природе, как дома!

То же самое можно сказать и про майский фестиваль на Плотинке в Екатеринбурге. Многие годы он проходит как соревнования мастеров так называемых «экстремальных» видов спорта. Но мало ли таких фестивалей устраивается по всему миру! А у нас это – больше, чем фестиваль. Такие виды спорта требуют владения сложной современной техникой. К ним люди готовятся целый год. Так вот: пусть люди весь год рассказывают, как они это делают. Пусть будут репортажи «юных корреспондентов» из кружков технического творчества на Урале – да и по всей России. И премию за лучший репортаж о работе молодежи с современной техникой мы установим. И юнкоров – школьников и учащихся колледжей – наградим. А после – посмотрим на мастерство уральских «экстремалов».

В общем, «Уральский следопыт» будет рассказывать о молодой силе на родной земле. И о том, как она выступает в союзе со зрелыми мастерами.

В этом мы видим практическую формулу патриотизма. Разумеется, общероссийского – потому что уральского патриотизма не бывает. Урал – и в прошлом, и в настоящем – это произведение России, созданное всей страной, всеми ее народами и работающее на всю страну.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели