Билимбаевская дача Строгановых славилась знаменитыми лесоводами. Первый опыт по искусственному культивированию лесов был проведен здесь форстмейстером Екатеринбургского горного округа Иваном Ивановичем Шульцем в 1842 году. Новаторская практика Шульца положила начало надлежащему учету лесов в хозяйстве Строганова.
Дальнейшее развитие здешнее лесоводство получило в 1878 году с приходом на должность главного лесничего Федора Васильевича Гилева. Набирают обороты посадка и посев сосны. Создаются питомники по разведению этой культуры.
Ведущая роль в преобразовании Билимбаевской дачи принадлежала главному лесничему строгановских дач А. Е. Теплоухову.
Образцовое для своего времени лесное хозяйство привлекало внимание ученых, путешественников и влиятельных государственных чиновников. В августе 1895 года Билимбай посетил министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов. Он приобрел для своих нужд 10 пудов семян лиственницы и остался очень доволен состоянием лесных угодий Строганова.
Летом 1899 года Билимбай посетила экспедиция во главе с ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым, который, по некоторым сведениям, посадил несколько сосен в роще Могилица.
Сосновая роща Могилица – культурная посадка сосны 40-х годов XIX века. Посадка производилась вручную только что созданной сеялкой Шульца, главного лесничего Уральских горных заводов. На площади 9 десятин было высажено 28000 дичков сосны, что составило 3300 штук саженцев на 1 га.
Название рощи связано с легендой о Билим-бае, богаче и охотнике, предводителе храброй дружины башкир. «Смел и неуловим предводитель храброй дружины Билим. Богат и знатен он. Но жажда обогащения и тщеславие захватили его… В одну из осенних дождливых ночей, – гласит предание, – Билим со своей дружиной напал на деревню, в которой приметил красивую девушку. Но счастье на этот раз изменило ему. В жаркой схватке был ранен Билим ядовитой стрелой. Похоронили знатного бая на каменном утесе, возвышающемся на прибрежном чусовском холме. Башкиры сложили большой костер, на который положили своего предводителя и все его воинские доспехи… Черная туча закрыла солнце. Все вокруг погрузилось во мрак. Прогремел гром. Молния подожгла костер на вершине камня. Всю ночь пылал костер. Утром налетел ветер и развеял пепел в разные стороны».
Холм, на котором произошло сожжение Билим-бая, позже получил название Могилица. В прошлые века здесь встречались каменные надмогильные столбики, свидетельствующие о том, что здесь было башкирское кладбище. Историю горы Могилицы продолжили билимбаевские лесоводы: они превратили гору в сосновую рощу. И сейчас это зеленый островок среди поселка Билимбай.
Карта лоцмана Чижова
Эту карту передал мне мой дедушка Иван Николаевич Чижов. Он родился в 1926 году в деревне Коновалово в семье раскулаченных. Перед смертью рассказал, что карта хранилась в семье, как память о его дедушке Кирилле, сплавщике барок по реке Чусовой.
Семья Чижовых жила недалеко от завода в деревне Коновалово. Кирилл Чижов был хорошим лоцманом, отлично знал русло Чусовой и все ее повадки. Это был смелый, энергичный человек.
На карте отражены все камни (скалы), пороги (раньше они назывались переборы), острова, отмели. Карта начинается с такого вступления: « Река Чусовая, разрушив и сгладив многие препятствия Урала, врезалась в недра земных наслоений настолько глубоко, что от прежних ее водопадов и порогов остались одни следы вод, сглаженных и лишь отчасти сохранивших свою крутизну быстрин, по местному называемых «переборами». Быстрота течения на переборах доходит до 25 верст в час».
Любопытны текстовые сноски о камнях, например: «Камни «Столбы» – одни из самых новых, имеют вид высоких отдаленных утесов. На одном из них сидит старушка, читающая книгу. Она как бы говорит плывущим «Если на меня заглядишься, то разобьешься о подводные камни».