Все детство и отрочество провела Зоя Девятова в этом окраинном вятском городке, откуда она вырвалась, как в свое время Н.Дурова, в иную жизнь и сумела после кавалерист-девицы сказать о Сарапуле новое живое слово. Так же, как и свободолюбивую землячку, Зою не привлекал купеческий быт и торговля, чем жил Сарапул. Дед ее, Ефим Герасимович Девятов, перебрался с супругой из деревни в крестьянскую слободу при Сарапуле. Из крестьян перешли в мещанское сословие, потом семья занялась хлебной и бакалейной торговлей, и в 1884 году дед стал купцом второй гильдии. В семье росло семеро детей. Старший сын Алексей с женой и ребятишками — Зоей и Петром, жили в доме отца на Вознесенской. Алексей Ефимович рьяно помогал отцу в торговле. Нажитый капитал вкладывали в аренду пруда в Ершовке, мельницу и строительство дачи на Старцевой горе.
Мать с отцом были в разладе. Она настояла, чтобы Зоя училась в гимназии, а Петруша — в реальном
училище. «Все готова сделать, чтобы вы по-другому жили, вылезли из этой темноты», — говорила мама, радуясь нелегкой победе над купеческим прагматизмом деда и мужа.
В детстве, когда «чтение сбивало с ног и не опомниться было от прочитанного», для Зои было счастьем
записаться в библиотеку. С той поры в душе зрели будущие книги. Мать Зои, Елизавета Петровна, получившая отцовское наследство, хотела дать детям наилучшее образование. Пока девочка училась в сарапульской женской гимназии, в Перми открылась частная женская гимназия Л.В.Барбатенко — одно из самых престижных учебных заведений. Уехав от мужа, Елизавета Петровна перевела дочь в эту гимназию. После ее окончания девушка легко поступила на историко-филологический факультет Высших женских Бестужевских курсов Санкт-Петербурга.