Курсантам Свердловского пехотного училища, державшим оборону в аду начала войны, стоявшим насмерть за Москву, ценою жизней своих защитившим Родину, посвящается…
Никто не забыт?
Мой дядя Алиф Усманов — выпускник Свердловского пехотного училища — 18-летним лейтенантом пропал без вести в июле 1941-го…
В нашей семье бережно хранятся все его письма из училища — о победе в шахматном турнире, о летних сборах, о друзьях. Фотография, с которой курсанты выпуска 41-го через годы смотрят на нас, буквально прожигает душу. И с большой надеждой что-то узнать о них я поехала в Екатеринбург. В здании Свердловского пехотного училища теперь находится Cуворовское училище. Но уже от дежурного старшего лейтенанта услышала: «Здесь никогда не было пехотного!» И в музее училища не смогли рассказать о героических предшественниках…
Объездив все музеи и архивы города, с горечью убедилась — забыты выпускники Свердловского пехотного училища, даже Герои Советского Союза! (В одном из екатеринбургских архивов попросили с меня 2 тысячи рублей за поиск документов СПУ). Только в музее ЦВО повезло: сотрудник Зинаида Николаевна Паникаровская, отнесясь со всей душой и под держав в поисках, подсказала: «Все документы Свердловского пехотного ушли в Москву».
Еду в Подольск. Но в Центральном Архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО) встречаю отказ: «Документы училища засекречены». А ведь есть приказ министра обороны РФ о рассекречивании подобных документов старше 30 лет!
Выйдя ни с чем, поехала к Вечному огню в Александровский сад, долго стояла с фотографией курсантов, осознавая: никому нет дела до моих лейтенантов. Выходит, отступать некуда. Вернулась в Архив уже с «боевым запалом»… Так удалось рассекретить 5 листов из исторического формуляра Свердловского пехотного училища. Ну, а дальше по мельком упомянутым фамилиям, просто рос писям преподавателей и курсантов на этих листках мне удалось по крупицам собрать их биографии. А при горячей поддержке радиожурналиста Елены Большихиной, обращения по радио Екатеринбурга — найти их родственников.
Свердловское пехотное училище создано 75 лет назад. Из документа «История строительства части», хранящегося в ЦАМО РФ: «1 июля 1936 г. начато формирование пехотной школы в г. Свердловске. (Директива штаба Уральского военного округа № III41/1021.) Поступали юноши с любой территории Советского Союза. Первые курсанты приступили к учебе 1 октября 1936 г. Первым начальником училища назначен полковник И. И. Алексеев (с 1940 г. — генерал-майор). С 1940 г. начальник училища — генерал-майор А. А. Павлович».
Меня особенно интересовал выпуск моего дяди — 1941 года. «Приказом НКО СССР № 00109 от 26.04.1941 г. выпущено 824 курсанта со званием «лейтенант» и «младший лейтенант».
Пробил час, курсанты и преподаватели ушли командирами взводов, полков, дивизий, среди них есть Герои Советского Союза.
Вот несколько судеб.
Лейтенанты 1941-го
18-летние лейтенанты Алиф Усманов из Башкирии и Владислав Уткин из Свердловской области — словно братья по судьбе. Родились в 1922-м, в 1939-м добровольцами ушли в РККА и в 1941-м, окончив Свердловское пехотное, попали в один полк на Западный фронт… И племянников их, родившихся после войны, будут звать Алиф и Владислав.
5 мая 1941 года. Прощай, Свердловск! С шутками заполняли вагоны новоиспеченные лейтенанты. Эшелон мчал их по мирной земле. Над озерами курился туман, утренние лучи солнца золотили стволы сосен, мелькали горные ручьи. На стоянках встречались старики, глядевшие на них тревожно задумчиво, махали ребятишки и рдели девушки. Разве могли лейтенанты уступить врагу эту землю!..
Поезд уносил Владислава от родного дома. В поселке ВисимоШайтанском остались родители Алексей Алексеевич и Еликанида Козьмовна и девушка-красавица Манефа. Говорил родителям: «Вот окончу училище и женюсь на ней».
А о чем думал Алиф, удаляясь навсегда от родных мест? Сын директора сельской школы, услышав о начале войны, 1 сентября 1939 года забрал документы из геологоразведочного техникума и ушел добровольцем в Свердловское пехотное училище. С того дня больше не довелось увидеться с родными. И сейчас проезжал мимо… А так мечтал офицером появиться перед одноклассницей Росидой, которой и признаться не успел… Он так и не узнает, что вскоре и сестра — военный хирург, и двое его братьев добровольцами уйдут на фронт.
Известие о войне застало Владислава и Алифа на подмосковной станции Кубинка. 25 июня. Жарко, безоблачно. Алиф пишет последнее письмо домой. Отправляет маме 100 рублей, курсантскую гимнастерку и фуражку — младшему братишке…
Команда «По эшелонам!» раздалась в тот же день. Было это на глазах его старшего брата — курсанта Московского военно-политического училища. Он метался меж вагонов, но так и не нашел братишку, запомнил только, какие уверенные и красивые были лейтенанты…
Эшелон прибыл на станцию Орша, уже пылающую от авианалётов. Владислав — адъютант командира 1-го стрелкового батальона, Алиф — командир пулеметного взвода 703-го стрелкового полка 233-й стрелковой дивизии 20-й Армии.
Навстречу им с кровопролитными боями отступали разрозненные части Красной Армии, вышедшие из окружений. 2-я и 3-я немецкие танковые группы Гудериана и Гота, давившие своими гусеницами земли Франции и Польши, неудержимо шли на Смоленск.
Уткин был жив ещё 6-го июля, полевая почта № 675 унесла на Урал его последнее письмо. От Алифа писем уже не было… В тот день между Витебском и Оршей 703-й стрелковый полк встал на пути танков Гота…
В Центральном архиве Минобороны на запрос о 233-й стрелковой дивизии мне принесли пустую папку… Оказывается, командование полка погибло. Но полковое знамя чудом сохранено! (Об этом нашей семье в свое время написал начальник Военной академии имени М. В. Фрунзе, генерал армии П. А. Курочкин, в июле 1941-го командовавший 20-ой армией. Добавив и о судьбе Котова — командира 233 дивизии: комдив умер в плену в декабре 1943 года).
Они сделали все, что могли, лейтенанты Алиф Усманов и Владислав Уткин…
Вот этот снимок — курсанты выпуска 1941-го. Владислав Уткин в верхнем ряду — первый слева. Алиф Усманов — первый справа. Вглядитесь в их лица — эти парни приняли на себя первый удар Великой Отечественной.
Курсанты в битве за Mоскву
Осенью 1941-го в связи с угрожающим положением на защиту столицы нашей Родины срочно перебрасывались курсанты училищ страны. С Урала прибыли курсанты Свердловского пехотного, входившие в состав 47-й, 48-й и других стрелковых бригад.
Командиром 48-й (курсантской) стрелковой бригады был назначен полковник Андрей Филимонович Куприянов. Зам. начальника Свердловского пехотного училища, он был обстрелянным командиром, воевал ещё в Гражданскую войну. Он уже знал, что в этом аду не сохранить жизни ребят. К Москве двигалась отборная армада. А тут необстрелянные курсанты… мальчишки ещё. Их расстреливали на бреющем полете, сбрасывали листовки: «Ваше сопротивление бесполезно». Ребята поклялись не отступать: «Судьба Москвы зависит от нас».
Из Википедии: «В период Битвы за Москву (осенью и зимой 1941 года) курсантская бригада стояла насмерть и была уничтожена почти полностью, прекратив к 1942 году своё существование. Чудом уцелевший полковник Куприянов плакал, не скрывая слёз, и из госпиталя снова просился на фронт».
Из Приказа генерала армии Жукова войскам Западного фронта № 079 от 15 декабря 1941 г.: «Гвардейские части и курсантские бригады в боях с немецко-гитлеровскими войсками показали себя как лучшие части Красной Армии».
Комдив Куприянов: «Я убит подо Ржевом»
После гибели своих курсантов под Москвой А. Ф. Куприянов требовал немедленной отправки его на фронт. 19 мая 1942 года он назначен командиром сформированной в Свердловске 215-й стрелковой дивизии 2–го формирования.
Уральцы героически бились за Ржев. Бои в городских кварталах переходили врукопашную. Из сводки Совинформбюро: «… Сегодня, 3 марта, после длительного и ожесточённого боя наши войска овладели Ржевом. Первыми ворвались в город части генерал-майора тов. Куприянова А. Ф.».
Генерал-майор Куприянов погиб 20 марта 1943 года. Между прочим, нералов и маршалов — участников Ржевской битвы, лишь в честь двоих в последующем были названы улицы города Ржева. Один из них — бывший заместитель начальника Свердловского пехотного училища, командир 215-й стрелковой дивизии 30-ой армии — генерал-майор А. Ф. Куприянов.
Вениамин Малинин — Венечка
Он из майского выпуска 1941-го. Уже курсантом выделялся аналитическим умом, схватывал на лету военную тактику, был в ряду первых и в стрельбе, и на лыжне.
«В боях 12–13 июля 1943 года батальон капитана Малинина сдерживал яростные атаки танков и пехоты, отбил 4 атаки, подбил 5 танков, 2 автомашины, более роты противника. Ни один боец в батальоне Малинина не покинул позиции даже при прорыве 45 вражеских танков. Благодаря умелому руководству, батальон Малинина выбил противника с наименьшими потерями, уничтожив до роты оккупантов, захватив трофейное оружие».
К 23 годам гвардии майор Вениамин Малинин, которого особенно уважали за то, что берег своих бойцов, награжден орденами Александра Невского, Ленина, двумя орденами Красной Звезды. Орденом Отечественной войны 1 степени награжден за последний свой бой 7 октября 1944 года во время Петсамо-Киркенесской наступательной операции в Заполярье. Его товарищ писал родным: «Провожали любимого командира со всеми почестями: взвод моряков, оркестр, ружейный салют. Мы мстим за кровь командира. Только за 9 октября на наш счет записано 170 убитых фрицев и 12 пленных…»
Веня-Венечка… веселым, душевным, любимым братом он навсегда остался для родных сестер — 96-летней Тамары Михайловны и 94-летней Руфины Михайловны Малининых, создавших домашний музей брата, и я с большим волнением держала в руках пожелтевшие письма Венечки, фото, статьи и письма сослуживцев. Пока могли, сестры ездили к нему в Мурманск, теперь сын Тамары Михайловны Михаил с внуком приезжают к Вениамину поклониться.
Комдив Болтручук
Не зря Прокопий Кузьмич Болтручук вел у курсантов предмет «Тактика», уйдя на фронт, он блестяще применял её в бою. Из книги «Шла дивизия на запад»: «… от группы армий «Север» приказом Гитлера требуется удерживать позиции до последней капли крови. Но 16 июля 379-я стрелковая дивизия Болтручука с помощью партизан обошла лесными дорогами левый фланг себежской группировки противника. Маневр смелый и неожиданный. Исход борьбы за город был предрешен». Приказом Верховного Главнокомандующего № 153 от 27 июля 1944 года за освобождение города Резекне (Режица) Латвийской ССР 379-я стрелковая дивизия получила почетное наименование «Режицкая».
В августе 1944 года комдив умер в эвакогоспитале № 3420.
А через 67 лет его имя воскресло — на страницах газет, в Интернетфорумах. «Очень хочу поклониться Прокопию Кузьмичу Болтручуку, ценой своей жизни он подарил мне возможность дожить до этих лет. Помогите найти место его захоронения. Владимир Петрович Мусиенко, Украина».
Ему повезло, обращение увидел полковник Андрей Анатольевич Мурылев из Москвы, заинтересовался судьбой командира, съездил на братское захоронение в Великих Луках. Но, не найдя фамилии Болтручука, комдива-освободителя тех мест, написал статью «Почему забыты имена воинов?»
Полковник Андрей Мурылев, его брат депутат Аркадий Мурылев, сотрудники краеведческого музея Великих Лук (директор Татьяна Петровна Случаева) провели большую поисковую работу, завершившуюся установлением 28 апреля 2011 года памятника Прокопию Кузьмичу Болтручуку.
В музее начат сбор документов отважного комдива, воспоминаний, статей о нем. Накануне Дня Победы, 8 мая, в Великих Луках прошел торжественный митинг, полковник Андрей Мурылев возложил цветы к памятнику П. К. Болтручука.
Так благородный порыв, объединивший разных людей с Украины, Москвы, Великих Лук, не дал уйти в забвение славному имени командира дивизии.
Константин Михайлов
На всю жизнь Галина Константиновна — маленькая Галя — запомнила один зимний день: «Папа, тогда преподаватель училища, прибежал сообщить нам с мамой, что сегодня их отправляют на фронт. Мама разволновалась, принялась готовить пельмени. Папа прибежал ещё раз: «Ждите, скоро буду», был он в светлом зимнем полушубке, поднял меня, обнял, поцеловал и убежал. Мы с мамой приготовили пельмени и стали ждать отца. Сидим, ждем. «Галя, ты поешь, ну, хоть 2–3 пельменя». «Нет, говорю, — дождемся папу, он же обещал». Так мы и прождали до ночи, не при тронувшись, не зная, что эшелон папы уже в пути».
Письмо с фронта 22.12.1942.
«Здравствуй, милая Ксенечка! И моя любимая дочка Галочка! Пишу вам письмо в честь нашей годовщины жизни в разлуке. А потому в стихах:
Прошел уж год, как мы расстались,
Ксеня, милая моя…
И я вернусь тогда с победой в Свердловск…
любимая моя…»
Майор Константин Васильевич Михайлов — замполит 1075 стр. полка 316 Темрюкской краснознаменной дивизии, за мужество награжденный орденами Красной звезды и Отечественной войны 2 степени, убит в бою 8 апреля 1944 года в г. Гусятине Хмельницкой области.
Его дочь — Галина Константиновна Котова — живет в Екатеринбурге. Одного из сыновей назвала в честь отца — Константином. Хранит отголоски счастья — довоенные семейные фото с отцом, письма с фронта. Хранит уникальную фотографию, на которой более 300 офицеров Свердловского пехотного училища. Она часто перезванивается с 95–летней Паиной Ефимовной Рябковой, с ней жили в доме № 56 по улице Ленина, «доме комдивов», с его порога многие преподаватели Свердловского пехотного ушли на фронт, возглавив полки, дивизии. В памяти этих женщин живы дядя Леша Воронятов, живший с ними в одной квартире (станет командиром 1072 стрелкового полка), Андрей Куприянов — командир 215-й стрелковой дивизии, Прокопий Болтручук — командир 379-й стрелковой дивизии, Тимофей Утин — командир 147-й стрелковой дивизии…
Это, брат, война…
Начальником Свердловского пехотного училища с 1936 по 1940 год был боевой командир Иван Иванович Алексеев. Участник первой мировой, Гражданской войн, с 1920 года долгие годы прослуживший командиром полка.
В 1940 году Алексееву присвоено звание генерал-майор. Начало войны застало его в должности командира 6-го стрелкового корпуса 6-й армии Киевского особого военного округа.
В тяжелых боях в р-не р. Сенча комкор помог вырваться из окружения своим подчиненным, но сам был взят в плен 19.09.1941 (по другим данным 21.09.1941). 23 октября 1941 года Алексеев сумел бежать из лагеря военнопленных, перейти линию фронта и добраться до своих. После длительной проверки в Москве награжден орденом Ленина. В 1947 году окончил Высшие курсы при академии Генштаба. Шесть лет работал начальником военной кафедры Уральского Госуниверситета.
Командир корпуса отрезал все попытки немцев склонить его к сотрудничеству. Первый начальник Свердловского пехотного училища с честью пронес по жизни имя русского офицера.
Выпуcкники Свердловского пехотного училища — Герои Советского Союза
• Громов (Гарварт) Иван Иванович. Выпуск 1939.
• Казаков Александр Афанасьевич. Выпуск 1940.
• Шамгулов Фаттах Гафурьянович. Выпуск 1941.
• Бояринов Григорий Иванович. Выпуск 1941. (Звание Героя получил в Афганистане.)
• Федотов Алексей Сергеевич. Выпуск 1942.
• Наливайко Владимир Георгиевич. Выпуск 1942 г.
• Кустов Иван Ильич. Выпуск 1943. Родился в Свердловской области. Живет в Минске.
• Семёнов Борис Самуилович. Выпуск 1942. Родился в г. Камышлове Свердловской области.
• Ванин Федор Варламович.
• Падуков Леонид Степанович. Живёт в Екатеринбурге. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1 ст., медалями. (Список составлен с помощью поисковика Николая Васильевича Уфаркина из Уфы).
Вы в нас живы…
Фото курсантов выпуска 41-го — это все, что осталось от некоторых из этих ребят! Вы не найдете нигде ни фото, ни строчки о Свердловском пехотном училище. Как мы могли так быстро все забыть? И что после этого должны мотать на ус юные суворовцы, которые ходят по тем же коридорам и в тех же стенах принимают Присягу?
В Подольске, направляясь в архив ЦАМО, всегда останавливаюсь у памятника героически погибшим при защите Москвы подольским курсантам. Есть в Москве улица Подольских курсантов. Их имя носит и гимназия, её выпускники уже и детям своим рассказывают о героях. На этом фоне не кажется ли жестоким замалчивание памяти тысячи свердловских курсантов, также отдавших жизни за Москву?
Давайте вспомним их. Назовем улицу или сквер именем свердловских курсантов. Установим Памятную доску на стене здания Свердловского пехотного, куда 75 лет назад вошли юные курсанты… Это слишком малая плата за то, что они сделали для нас с вами в 1941–1945-х годах…
Очень ждут этого дня сестры Малинины — 96 и 94 лет, дочь майора Михайлова, дочь майора Игнатьева, племянник курсанта Бедникова — екатеринбуржцы. Ждет 83-летний брат и мы — родные 18-летнего лейтенанта Усманова из Уфы, ждут родные лейтенанта Уткина в Нижнем Тагиле… Ждет внук курсанта Гайнетдинова — подполковник из Уфы Ильдар Бикбаев, командир поисковых отрядов Башкирии. Ждет живущий в Риге выпускник Свердловского пехотного 1941 года Федор Яковлевич Кузнецов, прошедший всю войну.