Этот рассказ Павла Северного, забытого, но ныне возвращающегося к читателю русского писателя, был написан в 1931 году и напечатан в №1 сборника «Багульник», вышедшем в Харбине. Первым номером альманах и завершился — оккупировавшие Харбин японцы закрыли его. Автор покинул
Харбин и пешком отправился в Шанхай — круты и неисповедимы эмигрантские пути. Рассказ Павла Северного после «Багульника» нигде не публиковался. Его прислал в редакцию «Следопыта» сын писателя Арсений Павлович Северный, продолжив наши творческие отношения (в 2009 (№7–8)) году «Уральский следопыт» напечатал рассказ Павла Северного «Топтыгин с Косьвы»).
«… Хлопья снега засыпали всё. Снег студил рассудки блуждающих по долине путников. Только гранитные кумирни на острове спокойно и уютно дремали, заметаемые сугробами снега, и не обращали внимания на истерическое торжество метельного карнавала… Они к метелям так привыкли, они много раз испытали ещё более бешеные.
На высоких башнях с барабанами ветер, раскачивая тяжелые брёвна, ударял ими по барабанам. Рокочущее бормотание барабанов, как предостережение об опасности, о смерти в снегу, разносилось по горам громом.
Гром в карнавале метели. Набат мистики в метельную ночь января…»