Не каждому дано полюбить и наслаждаться одной из стихий природы — камнем. А уж если кому случилось – то это надо на всю жизнь принимать как дар божий — особую божественную взаимную любовь природы к этому человеку.
Один из таких божественных камней – яшма. Уральская яшма. Кривят душой те, кто говорит, что любит этот камень. Нельзя относиться к яшме с высоким человеческим чувством без любви и к местам его рождения, а именно к Уралу. Этим и лесные дебрям с цепями мохнатых гор, и степнистым холмам, и равнинам Зауралья. Везде можно встретить выходы и россыпи цветной яшмы.
На своем месторождении яшма выглядит совсем не так как в изделии или на коллекционной полочке. Путешественник, впервые попадая в такие места, будет скорее удивлен и озадачен – уж если встречена яшма, то ею будет усыпано все вокруг! И мелкой щебеночкой по ложкам и промоинкам, и крупными валунами и глыбами в один-два человеческих роста! А как прекрасны природные выходы — обнажения яшм! Обычно ярко-красные, с моховыми зелеными подушечками на полочках, в окружении горных лиственниц! Так и кажется, что именно здесь среди камней живут гигантские рогатые лоси, а туманным осенним утром прилетают собирать галечки огромные глухари с замшелыми от древности клювами! Вот таким мне видится Седой Урал.
Для путешествия по яшмам нет лучше погоды, как самая пасмурная и туманная, лучше с моросящим дождичком. Сидеть бы в такую погодку дома, в тепле и сухе и смотреть в окно… Но мы в походе!
Вот тут то и откроется уральский камень всеми цветами своей рисунчатой красоты! От цветовых переливов весенней радуги, оранжевых оттенков редких глубоководных кораллов, от спутано-пятнистого рисунка детского калейдоскопа до изящных цветовых мазков дрожащей легкой кисти по бежевому полотну… От яркого присутствия зарябит в глазах, с собой взять захочется кусочек этой природы – каждую щепочку: и эту, и эту…
И так, погодку для путешествия мы выбрали, маршрут наметили. За 2-3 дня такого похода можно собрать уникальную коллекцию уральской яшмы.
Если мы начинаем свой яшмовый маршрут от города Миасса, то здесь, на знаменитой Мелентьевой горе нас удивят обнажения яшмы, попадающиеся по восточному склону. Природные выходы яшмы сургучно-красных расцветок разбросаны среди мелколесья и открытых пространств и тянутся вместе с обнажениями зеленокаменных пород на юг и на север. Именно отсюда академик А. Е. Ферсман «рассчитал» длину яшмового пояса в 500 километров – до самого города Орска. Но мало кому тогда, в начале ХХ века было известно, что яшмовый пояс тянется и к северу от города Миасса – вдоль восточного склона Уральских гор на те же, 500 километров!
Ближайшие к северу от Миасса месторождения находятся в окрестностях д. Ново-Андреевки – пестрые красно-коричневые с белыми удлиненными пятнышками-кудряшками яшма; по реке Миасс к востоку от д. Саитово – огромная скала в сосновом лесу, сложенная черно-пепельными яшмами с широколенточным рисунком; на Золотой горе у города Карабаша множество отдельных яшмовых тел, сложенных темными синеватыми, зеленоватыми рисунчатыми разноцветными яшмами; в окрестностях п. Аргаяша зеленоватые полосчатые и красные яшмы – все это было открыто геологами в 1960-е годы.
Но, нам на юг! Вдоль восточных хребтов Уральских гор мы двинемся в Башкирию, до деревни Мулдакаево. Здесь немного в стороне от селения в березовом леске и по холмам лежат глыбы черно-синей яшмы. Это работы добытчиков от Екатеринбургской гранильной фабрики в XIX веке. Названная ранее как мулдакаевская, шалимовская и николаевская, она была излюбленной яшмой уральских камнерезов на протяжении многих десятилетий конца XIX и начала ХХ веков.
С дороги издали видна вершина горы Ауш-Тау. Округленная вершина идеально вписывается в окрестный пейзаж. Когда мы подъезжаем к самой деревне, то путников поражает красотой озеро Ауш-Куль, разлитое у подножия горы.. Склоны горы стекают каменными курумами к его берегам. Ауш-Тау – святая гора. У западного подножия истекает святой родник с молочной водой.
Аушкульская яшма известная давно. Ее нашли еще в XVIII веке. Эта яшма наиболее широко применялась в изготовлении небольших резных чаш и ваз. Пейзажный рисунок на светло-бежевом фоне камня удивляет особой красотой, а порой даже реальным изяществом. По склонам горы в осыпях можно выбрать камень на любой вкус!
Едем дальше! Небольшой крюк вдоль реки Уй и здесь у д. Тунгатарова на склонах холмов и за ними – небольшие обнажения и выходы марганцевой руды. Она кроме ценного металла в минералах псиломелане и пиролюзите содержит и яшмовые желваки с удивительными текстурами рисунка. Именно отсюда поступали для резьбы так называемые «ситчики» — петельчатые и фортификационные яшмы.
Их собирали по склонам оврагов и холмов. Яшмы красного цвета не представляли здесь особой ценности. А вот среди них скрывалось чудо Урала – ситцевые яшмы. Их пестрый рисунок возбуждал художника-камнереза на нетривиальные вещи. Лучший камень для резьбы! Мастера знали толк в работе над такими вещами: ажурные вазочки, блюда и тарелки с резным орнаментом — входили в особый ассортимент коллекций каменных изделий лучших музеев мира.
Если осмотреть окрестные холмы, то неутомимый путешественник откроет еще многие каменные тайны. Одна из них – неизвестные истории старинной копи зелено-серой яшмы с сохранившимися недобытыми глыбами поделочного камня. Так же, поблизости деревни Курамино (несколько севернее Тунгатаровой) была открыта чудом уцелевшая до 1980-х годов жила с красной полосчато-кружевной яшмой, давшая более ста тонн великолепного поделочного камня.
Продвигаясь на юг, по старому верхнеуральсому тракту, остановимся у Ямского родника, что напротив деревни Старо-Муйнаково. Двести лет тому назад отсюда на подводах привозили в Екатеринбург яшму ленточного рисунка. Из «ямской» яшмы (так ее называли камнерезы) были сделаны известные парные вазы. Одна пара хранится в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга, а другая в Павловском дворце города Павлово. Сейчас это место стало широко известным для любителей уральского камня. Камень имел при замечательных свойствах большую востребованность. Даже его обрезки от крупных работ после использовались для наборных мозаичных столиков и панно.
Окрестности деревни Старо-Муйнаково очень богаты разнообразными яшмами. Это природный музей яшм под открытым небом. Сам Ямской родник истекает из скальных выходов ало-красной яшмы. Все окрестные горы обогащены яшмовыми телами разной мощности – в них встречаются светло-зеленые массивные, тонколенточные кофейные, «железные», пятнистые и плойчатые яшмы. Многие яшмы часто добывались и места их добычи содержат богатый каменный материал в отвалах. Здесь каждому найдется красивый кусочек для коллекции!
Недолгий путь на юг нас приведет еще к одному уникальному месторождению яшм на горе Бай-Султан. Вся она покрыта горными выработками недавнего прошлого. Марганцевые руды извлечены, а яшма осталась! Поблизости от карьеров грандиозные природные выходы мощной жилы красных яшм. Здесь до сих пор можно отыскать старинные шпуры для добычи больших монолитных камней. Камни шли на облицовочные плиты для полов и карнизов в дорогих архитектурных сооружениях. Здесь попадают яшмы красные однородные массивные, с ситцевым рисунком, с кварцевыми сеточками. Можно бесконечно любоваться природными скалами с цветным камнем в окрестности карьера.
Сафаровское месторождение яшм расположено на горках под названием Ин-Тау, Ильче-Тау и Калмакор. Здесь не велась добыча цветного камня в прошлые века. Яшму тогда просто собирали по склонам гор – она была высокого качества. Только в середине ХХ века геологи разведали коренные источники, в которых оказались несметные богатства – знаменитые ленточные яшмы! Такие яшмы хороши для объемных и округлых камнерезных работ с глубокими выборками. Тогда с виду простой ленточный рисунок превращается в исключительные фантастические картины.
Продвигаясь ближе к Учалам, свернем направо на десяток километров – к озеру Калкан. Несведущему человеку здесь есть чем любоваться: дикой красотой панорамы озера с островом, горой на берегу, лиственничным лесом с востока. А нам надо в лес. На склоны горы Сабинды. Здесь таится старинная выработка одного из роскошнейших месторождений – калканской яшмы. Яшма Калкана стала известна с середины XVIII века. За 200 лет камнерезы превзошли себя в работе с этим камнем! Сколько вышло шедевров из под резца мастеров! Цилиндрическая ваза Иосифа Боттома (Петергофская гранильная фабрика, 1776 год) была первой работой из этой яшмы. В числе поздних шедевров числится знаменитая овальная ваза калканской яшмы с резным рисунком виноградной лозы.
До следующих яшм проезжаем город Учалы по белорецкому тракту до деревни Уразова и дальше до Уразовского марганцевого карьера. Слева от дороги виднеются обширные отвалы с удлиненным карьером, которые содержат не менее знаменитые, чем предыдущие нами осмотренные яшмы – уразовский мясной агат! Яшма-агатом зовется этот камень в изделиях и интерьерах Екатерининского дворца в городе Пушкине (Ленинградская область). Панельные плиты, колонны выстроены из этого камня в середине XVIII века. В XIX веке яшма так же была востребована камнерезами на нужды производства – для изготовления амфор и ваз. Округлые формы амфор придавали камню особый шик, подчеркивали его уникальную полировку, а камень в свою очередь в этих изделиях играл расцветкой и мелким калейдоскопным рисунком.
На берегу излучины реки Урал примостилась деревушка Наурузово. И все бы ничего – обычная для Урала красота – домишки, стройные огородики, поленницы дров, коровки и козочки на пастбище. Но только наше внимание привлекает косогор, падающий южным склоном к реке. Тут и старинные канавы – выработки, в которых добывалась ленточная кошкульдинская яшма. Эта яшма стала первым камнем, используемым как мозаичный в облицовке колонн и больших чаш. Причиной использования такого твердого камня в качестве мозаичного стало отсутствие в маломощных жилах крупных монолитов. При уникальном сочетании цветов и рисунка яшмовые куски хорошего качества едва достигали одного кубического дециметра. Что послужило причиной просто заготавливать тонкие пластинки яшмы и выкладывать из них рисунок. Ленточный рисунок переходил по задумке мастера от пластинки к пластинке, образуя непрерывные орнаментные ленты. Создавалась иллюзия цельного монолита в изделии. Таким классическим изделием является фонтанная чаша-жандильер на шести ножках-столбах, выставленная в залах Эрмитажа.
Дороги несут нас на юг Урала, вдоль полей и горных цепей, мимо озера Узункуль с уникальной археологической «кузницей» изделий из яшмы, мимо скальных яшмовых обнажений и древних медных рудников у деревни Аслаева.
Около деревни Ташбулатово красивое озеро справа от дороги и цепь невысоких гор слева. Нам на горы! Здесь открывается панорама на запад и юг – сплошные горные цепи и озера. Среди них знаменитое Банное озеро и гора с Кусимовским рудником. Ташбулатово – твердый (булатный) камень – это про яшмы! Именно по склонам окрестных гор разведано несметное количество выходов превосходного цветного камня! Здесь нет определенных сортов яшмы – все на удачу. Каждое тело может содержать совсем необычные как расцветки, так и рисунки камня.
Яшма – камень-явление! Геологи все чаще встречают на Южном Урале этот камень в очень необычной обстановке и в разных геологических условиях. Отмечены многочисленные обнажения древних (девонских) вулканических пород с признаками яшм. Это ярко-алые и красные яшмы в обнажениях по реке Увелке около города Красногорска. Алая яшма обнаружена в карьере медно-цинкового Александринского месторождения, где ее скопления по запасам претендуют на новое месторождение. Отмечены находки яшмы на новом Султановском медном месторождении.
По маршруту мы смогли посетить только классические знаменитые месторождения и проявления яшмы. Но если вы обладаете неутомимой натурой, если вашему духу хватает смелости на открытия – сверните в сторону. Пройдитесь по глубоким логам и пашням, склонам гор и вы будете вознаграждены уральской природой открытием своей яшмы. Ведь так много еще не найдено, не открыто и не исследовано! Недра ждут!