Первое сообщение: «Фенакит – новый минерал», – сделал гофмейстер Л.Перовский в «Горном журнале» в 1833 г. Для нас очень ценно и интересно редакторское примечание к этой статье: «Фенакит есть тот самый минерал, который открыт при речке Токовой (округе Екатеринбургском) и назван по имени первооткрывателя – коковинитом». Сказано ясно и четко: минерал назван по имени первооткрывателя. Какое же отношение имеет вельможа Л.А.Перовский к судьбе этого минерала? Имеется справка…
Обер-бергмейстер Василий Васильевич Любарский (1795-1853) по прибытии из Екатеринбурга в Петербург привез с собою сие ископаемое и показал оное некоторым любителям минералогии, утверждая, что оно имеет некоторое отличие от горного хрусталя, в чем, однако, многие и решительно считали его просто горным хрусталем.
Коковин, разобравшись в удивительных свойствах и условиях нахождения минерала, вопреки мнению некоторых современников, признал минерал, найденный на реке Токовой, новым. Это не сразу заметили и столичные ученые.
Все сомнения относительно природы минерала были развеяны после исследования его Н.Г.Норденшельдом и проф. химии Гартвалем. Последний после химического разложения сего тела пришел к заключению: оно состоит из одного атома глицины и двух атомов кремнезема; почему и отличается от горного хрусталя. Минерал был назван ими фенакитом (от греч. «фенакс» – обманщик). Добавим: Коковин не сомневался в индивидуальности минерала с реки Токовой.
Так в очередной раз была потеряна «пальма первенства» и незаслуженно забыта законная гордость за дорогое и важное открытие, сделанное Коковиным