Экспедиция 1935 года, отрывки из которой мы здесь привели, показывает, как хищнически было поставлено «дело» этой же конторой Золотопродснаба: для них главное – выполнение своих задач. А то, что в результате этих работ (порой выполняемых манси насильственно, под давлением) происходил падеж, аборты и смерть среди домашних оленей – никого не волновало. К тому же не была организована и обеспечена ветеринарная поддержка оленьих стад манси. Итоги экспедиции показывают, что были массовые нарушения, среди которых «красной полосой» проходят злоупотребления по отношению к туземному населению со стороны мелких чиновников от Заготпушнины, Золотопродснаба, Уралзолото и др. Уже тогда возникали проблемы с оленьими стадами манси, с их использованием и поддержкой.
Данная экспедиция исследовала горные районы на Северном Урале в пределах Свердловской области, т.е. там, где оленьи стада всегда были больше и богаче. Но манси жили не только на Урале, а также и на восточных рубежах – в Зауралье.
Посмотрим, как там обстояли дела, погрузившись в архив другой экспедиции, организованной тем же Облисполкомом и отправленной в нынешний Гаринский район, только чуть позднее – в 1938 году.
Ганьжин, руководитель экспедиционной бригады: в колхозе «Красный туземец» в деревне Массава обобществленных оленей при колхозе 11 штук, из которых 8 маток и 3 самца. Руководство колхоза не занимается развитием оленеводства, тогда как в окружности деревни Вершина имеется мох ягель, идущий на питание оленей. Ветеринарной помощи не оказывается.