Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Реквием российскому солдату

В числе многих красноармейцев Балакин попал в шталаг 308 22 августа 1941 года, о чем свидетельствует личная карточка военнопленного, заполненная на него в шталаге. Карточки на каждого пленного составлялись с присущей немцам педантичностью. Указывались фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, вероисповедание, имя отца, девичья фамилия матери, гражданство, военное звание, воинская часть, рота, штатская профессия, должность, когда пленен, состояние здоровья, цвет волос, рост, оттиск правого указательного пальца, фотография, предохранительные прививки во время неволи, наказание, причина наказания, лечение в лазарете, госпитале. Вряд ли были прививки и лечение, но форма есть форма.
Шталаг 308 (Нейхаммер, Свентошуб), Польша. Станарный лагерь для военнопленных был создан 4 апреля 1941 года на территории военного округа Германии и был предназначен для приема военнопленных. На международной конференции «Советские военнопленные в Германском Рейхе, в 1941 – 1945 годах», проходившей в Дрездене 21 – 22 июня 2001 года, немецкий историк Р. Келлер высказал предположение, что в первые месяцы войны в каждом военном округе Германии существовал один лагерь, выполняющий функции основного приемно-распределительного пункта. Это положение справедливо и в отношении шталага Нейхаммер, осуществляющего распределение военнопленных в другие шталаги за пределы восьмого военного округа.
В сентябре 1941 года в шталаге Нейхаммер было зарегистрировано чуть больше 40 000 человек, среди которых и находился рядовой Александр Балакин. Свидетельство очевидца: «Среди густого векового леса ровная площадка песчаной земли обнесена сеткой проволочного заграждения. Деревья почти вплотную подступали к огороженному прямоугольнику. Перед единственными входными двойными воротами, затейливо скрученными из колючей проволоки, по обеим сторонам с внутренней стороны, образуя проход, расположены в ряд по три клетки размером 2 на 2 метра из той же провооки. Это карцеры. Все заполнено. Свободных мест нет.
Чем-то провинившиеся имеющие силы стоят, шатаются, переступая с ноги на ногу. Большинство лежат,
свернувшись калачиком, с острыми выпирающими лопатками. Тысячи советских военнопленных в одиночку и группами бесцельно бродят по этому загону.



Перейти к верхней панели