Для человечества идолы острова Пасхи или пирамиды Египта — не столько наследие, сколько «дар божий». Природа сделала нам подарок в виде чудом сохранившихся мегалитических памятников разных времен необычной архитектуры, наскальных рисунков, святилищ, меченых знаками дорог и троп — да мало ли еще чего диковинного в нашем мире! Будем надеяться, что и наши внуки и правнуки смогут соприкоснуться с этими уникальными «дарами».
Но это в большей мере касается «великих народов», «великих цивилизаций», а ведь существовали и небольшие народы и народности, малые цивилизации и культуры. Что же остаётся от них? Как можно оценить их «художественный» вкус и пристрастия к вечному? Ведь ценность культуры народа измеряется не только Великими Пирамидами. Многие исчезают, не успев оставить для нас что-то вещественное, чем мы могли бы гордиться и дорожить.
Вот наглядный пример из истории индейцев архипелага Огненная Земля. Великий Чарльз Дарвин не оценил их, назвав «бедными, жалкими созданиями „с безобразными лицами». Уничижительная оценка крупнейшего учёного могла привести к тому, что мы и не слышали бы ничего об этих племенах. Но другой учёный-этнограф и фотограф Мартин Гусинде — посвятил огнеземельцам часть своей жизни. От него мы узнали, что племён было три (селькнамами или она, ямана или ягана, халаквулупу или алакулуфы), познакомились с их жизнью, бытом, мировоззрением, космогонией и проч. Благодаря Мартину Гусинде остались несколько десятков фотографических пластин, запечатлевших лица индейцев, их воинов, шаманов, постройки, быт… Но, к сожалению, кроме записок этнографа и фотоснимков индейцы Огненной Земли ничего нам не оставили. А ведь их культура была самобытной и чрезвычайно любопытной.