Современная ситуация стала двоякой. С одной стороны, манси вынуждены добывать зверя, чтобы как-то прокормиться. Но для этого нужны современные ружья. Ведь охотники из мегаполисов, приезжающие на промысел, оснащены нарезными ружьями и прочим новейшим снаряжением. Оттого и возможностей для добычи зверя у «варягов» гораздо больше. Значит, манси приходится нарушать законы, чтобы добиться успеха.
С другой стороны, и сами пришлые редко соблюдают охотничьи правила. Получается, что и те, и другие браконьеры. Только по разным причинам. На бумаге у манси есть свои охотничьи угодья, но на них зарится масса народа. Возникает жестокая конкуренция и совсем не в пользу коренного народа.
Кроме огнестрельного оружия, манси кое-где ещё по старинке применяют слопцы — ловушки-давилки. Хотя они рассчитаны, в основном, на птицу, иногда кое-какой зверёк из куньих в них забредает. Правда, всё меньше и деревянных ловушек. Мне известно только несколько слопцов в рабочем состоянии; их меньше десятка осталось в северной уральской тайге.
Недавно возле одной мансийской тропы, по которой сейчас ходят туристы, я нашёл несколько старых капканов на кидуса — помесь соболя и местной куницы. Но ими давно уже никто не пользовался — капканы заржавели, дерево прогнило.