Это – самая большая трава. Почти дерево. Богатырь. Исполин. Что тебе бамбук, но лишенный стройности и наделенный коренастостью. Не зря ботаника дала ему имя гераклеум.
Я говорю о борщевике. Борщевиков много. Обычен, например, борщевик сибирский. Но на этот раз речь о борщевике Сосновского. Его открыл – на Кавказе – профессор Д.И. Сосновский, а ворота на север распахнул перед ним не кто иной, как будто бы сам Сталин.
И то верно, что в роли силосной культуры природа не придумала ничего лучше борщевика Сосновского. Трава эта, представьте себе, в три метра высотой (за сутки отрастает на 9 см), стебель (ствол!) толще мужской руки, каждый лист на нем – в квадратный метр, а наверху зонт величиной с велосипедное колесо. Зонт держится на спицах числом около ста, и на каждой – свой зонтик с белыми, довольно крупными цветками. Всех цветков на нем примерно тысяч пять.
Об этом можно только мечтать: один раз высеял семена – и семь лет коси, причем дважды за лето. Сам силос богат углеводами, протеином, витаминами, микроэлементами. Молока от него много, и оно жирное. Да, не без привкуса. И так оно напичкано фитонцидами, что не прокисает и без пастеризации.
Было время, когда во многих странах принялись выращивать борщевик Сосновского, но – раздумали.
С полей его свели. А он пристроился расти вдоль дорог и опушек. Так всю Европу захватил. Теперь его не очень успешно изводят.
Есть у борщевика Сосновского один изъян: он ядовит. Не дай Бог в жаркий день потной рукой прикос-
нуться к его листьям. Особенно отмечает он блондинов. Сок борщевика содержит фурокумарины, которые повышают чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам. Можно «загореть» до волдырей, от которых не сразу избавишься. Опаснее всего, если в заросли борщевика заберутся дети.