Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Первого августа погода, наконец, наладилась. После почти десяти дней тумана и дождя солнце приступило к своим обязанностям. К прилету вертолета погода установилась, как по заказу. Только далеко в горах виднелись остатки невеселых туч. Перед вылетом из Нягани Налимов сообщил:
— Усик, за Саранпаулем, где приземлиться можно, сделай дымовой сигнал, чтобы сверху видно было.
— Хорошо, Саша.
Через два часа вертолет, без разведочного круга, сразу падает возле моего дымка. Летчик просит объяснить, куда лететь. Я на карте показываю место посадки. Через секунду он говорит:
— Хорошо, полетели.
Я удивился — как летчик так моментально сориентировался? Мелькнула мысль, что далеко он нас не увезет и выбросит на первой попавшейся площадке со словами: «Извините, дальше не могу, погода плохая». Я не раз летал на вертолетах, когда буровиком работал, и часто сталкивался с пилотами. Этот как-то легко, не изучив место посадки и ни разу не взглянув на карту, полетел. Я, как проводник, голову из кабины не убирал, надеясь хоть чем-нибудь помочь при ориентировке на местности. Через двадцать минут вертолет уже летел близ горных вершин, разгоняя винтами остатки облаков, которые уже сами торопились рассеяться. Страшно,
когда летчика не знаешь и подсознательно ему не доверяешь, тем более, когда летишь в горах, да еще и в облаках. А когда перелетали через хребет и, кроме облаков, ничего не было видно, вдруг — неожиданный удар и вертолет резко взлетел вверх, подбрасываемый встречным ветром.
В голове только черные мысли: завещание не написал, долететь бы хоть куда-нибудь, хоть назад в поселок. Наконец, облака исчезли совсем, и внизу стала видна долина какой-то реки. Попробуй тут угадай, где мы находимся. Вертолет минуты четыре уверенно летел между хребтами и опять, без ознакомительного круга, с высоты, прицелясь на точку посадки, тормозя винтами, крыльями и ногами пассажиров, упал посреди карликовых берез. Ощущение такое, словно летчик спешит быстрее спрятать свой вертолет от душманских выстрелов. Вертолет затрясло так, что все съеденное в полете несколько минут назад запросилось наружу. Посадка на точку в долине реки Народа между горами Малый Чендер и Большой Чендер произвелась так уверенно, будто летчик летал сюда рейсовыми маршрутами по два раза на дню.
— Прилетели, выгружайтесь, — скомандовал пилот.
Выгружаемся, а я думаю — сказать про этого летчика: профессионал — мало, так точно высадить нас мог только хороший инструктор, сам готовящий профессионалов. Потом мне сказали, что этот пилот-частник, купивший вертолет, и в самом деле профессионал. В свое время он воевал в Афгане и получил медаль Героя. Мы стояли точно на месте посадки, показанном летчику на карте, высадка была проведена без единой погрешности.



Перейти к верхней панели