Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В условиях военной катастрофы никакие приказы не смогли бы изменить ситуацию на транспорте, если бы не сами железнодорожники. На счету был каждый паровоз. Из тупиков выводили старые, особо цениись марки «Эу», они были на пять тонн легче новых, пусть и более мощных «ФД», «СО», «ИС», могли после бомбежек двигаться по наскоро уложенным рельсам. Не было угля — топили дровами, воду использовали из рек и колодцев. Их срочно ремонтировали. И 70 процентов всех военных перевозок обеспечивали паровозы серии «Эу». Их называли еще «рабочими лошадками», они, как танки Т-34 и штурмовики ИЛ-2 — особая гордость минувшей войны.
Один такой паровоз — музейный экспонат — встал на вечный прикол на запасном пути локомотивного депо станции Свердловск-Пассажирский. Его хорошо видно с виадука. На нем историческая надпись: «Уральцы — Ленинградскому фронту!» Известно, что первым рейсом он доставил собранный для бойцов вагон подарков: теплые носки, варежки, кисеты, табак. И боеприпасы тоже. В Свердловск он же привез детей, вызволенных по льду Ладоги из осажденного Ленинграда. Потом не раз этот паровоз ходил специальными рейсами к линии фронта за металлоломом, которого оставалось много после боев. А металл уральским заводам был очень нужен — для новых танков, пушек, снарядов.
С началом войны нормативы на железной дороге сразу изменились. Паровозы тащили составы со скоростью уже 1000 километров в сутки, против довоенных 600. Теперь мы знаем, что огромные резервы для обороны столицы под Нарофоминском были доставлены с Дальнего востока всего за шесть суток: 36 эшелонов пересекли страну со скоростью курьерского поезда и сразу вступили в бой. Вермахт понес первое серьезное поражение, немецкие генералы сразу и не поняли, «откуда у Жукова появилось столько резервных дивизий?»
В лихое время особое место занял Урал, который потом назовут «Опорным краем державы». Казалось, что вся европейская часть Советского Союза лавиной хлынула на Восток. И конечно, здесь главный удар приняла Свердловская магистраль. Нам, сегодняшним, до зубов автомобилированным, трудно представить, как в то время рельсовая дорога в короткий срок смогла осилить такое переселение народов. С западных территорий ценой невероятного напряжения сил по железной дороге были переброшены 2,5 тысячи эвакуированных предприятий и 18 миллионов беженцев. К нам в первые — не месяцы, а дни, под строжайшим секретом прибыли, например, два эшелона уникальных ценностей Эрмитажа; в Свердловске «поселился» институт точного времени имени Штернберга и с ним — главные часы государства. Через станцию Свердловск в Тюмень тайно проследовал литерный состав с саркофагом Ленина, в Новосибирск — с полотнами Третьяковской галереи… Ну а о «переселенных» с запада секретных заводах и говорить не будем: они переехали и практически с колес начали работать на оборону и на победу.



Перейти к верхней панели