Как-то в середине 1970-х годов сплавлялись мы с друзьями в начале сентября по Чусовой. Заинтересовались названием речки и деревни Кашка. На географической карте Семена Ульяновича Ремезова приток Чусовой назван — Каш, а в архивах Герарда Фридриха Миллера — Каш-я. Позднее появилась Кашка, где «ка» — русского происхождения. Ранее у местных жителей — вогулов (манси) коша, каша означало — «длинный», я — «река», т.е. «Длинная река». Хотя относительно чего «длинная»? Есть у Чусовой притоки намного полноводнее и длиннее, чем Кашка.
В архиве мне встретились документы, где название этой реки и деревни в начале XVIII века — Ашка. В 1730 году Строгановым разрешили строить на речке Билимбаихе металлургический завод. Постройка началась в 1732 году, и предприятие вступило в эксплуатацию 17 июня 1734 года. Одна из причин задержки возведения Билимбаевского завода видится в нехватке рабочих рук. В 1732 г. Строгановы добиваются у Сибирского обер-бергамта разрешения сыскивать своих беглых крестьян в вотчинах дворянина Демидова. Также были проверены все населенные пункты на реке Чусовой. В этом-то документе и обнаружился топоним Ашка. На одном из диалектов «аш» означает «дыра», но ведь рядом находится знаменитый «боец» Дыроватый — культовое место вогулов. Камни на Чусовой еще называют «бойцами», потому что раньше, когда река была судоходной, о них иногда разбивались барки. Вот об этих камнях — Оленьем, Дождевом, Омутном, Дыроватом – и будет наш рассказ.
Проживал в середине 1970-х годов в Кашке один старичок, Иван Нифонтович. Он сказывал истории, похожие на легенды, участником которых якобы был.