Северная часть уезда в районе Далматово, Будки была заселена татарами тюменского князя Илигея,
который около 1640 года подарил земли основателю монастыря Далмату. Татары заселились на этих землях значительно позднее чудских племен. Заселение Зауралья русскими началось в первой половине XVII века. Сначала в окрестностях Далматовского монастыря на монастырских землях, чему способствовало богатство и плодородие земель, достаточное количество водных ресурсов, хорошие пастбища и обилие рыбных запасов в многочисленных озерах и реках этого края.
Основная масса переселенцев прибыла из районов северо-запада России. Это были жители Вологды, Великого Устюга, Тотьмы, Сольвычегодска, Холмогор, Каргополя, Мезени и других мест. Есть много признаков, подтверждающих их активное участие в освоении земель Зауралья. Возьмем хотя бы фамилии. Например, Вологжанины, Устюжанины, Мезенцевы, Шестаковы, Паршуковы, Поповы (самая распространенная фамилия в Архангельской области), Буторины, Стрекаловских, Шадрины. И еще можно привести много других, имеющих распространение на северо-западе России и в Зауралье.
Кстати, Шадринск, скорее всего, имеет название от фамилии Шадрин (диалектное «шадра» — «рябь на лице от оспы»). Об этом же пишет авторитетный шадринский краевед И.М. Гаев. Шадриных на севере много, особенно в Онежском и Щенкурском районах. На Байкале фамилия трансформировалась и бытует как Шадринцев — сын шадринца. В Сибири много фамилий, оканчивающихся на –их, -ых. Долгих, Черных, Ильиных, Фоминых, Больших, Беспятых, Кузьминых и др. Распространено мнение, что это сибирская фамилия, но, возможно, эти фамилии пришли с Сухоны из района Великого Устюга и Шенкурского района, а второй их поток пришел из воронежского Черноземья через Самару.
Возьмем замечательный диалектический словарь «Говор крестьян Шадринского уезда…», составленный в 1895 году жителем Шадринска Николаем Петровичем Ночвиным. Сам я — уроженец севера европейской части России и люблю этот край. Воспитывался среди северян, а моя мама дружила, наверное, с одной из последних сказительниц Севера Маремьяной Романовной Голубковой, автором нескольких книг. В юности мне приходилось неоднократно встречаться с доктором филологических наук, знаменитым археографом Владимиром Ивановичем Малышевым, нашедшим рукопись «Жития протопопа Аввакума». Благодаря ему я еще больше полюбил свой край.