И всё же к книге «Самоцветная полоса Урала» у меня имеются и замечания. Во-первых, есть несколько уральских самоцветов, очень известных не только у нас, но и во всем мире, «обиженных» теперь на авторов этого издания. Это в первую очередь малахит, родонит, селенит, яшма и даже агат. Они очень просят уделить им внимание. И, мне кажется, не столь уж важно, что многие их месторождения «расположены в других геологических провинциях». Я бы простил им то, что они «родились» не в «Полосе», — но ведь на Урале же!
Во-вторых, хотелось бы больше узнать о том, куда всё же уходит эта «Полоса» на севере, и есть ли перспективы что-либо обнаружить «под чехлом осадочных пород». А на юге? На карте, приведенной на странице 37, видно, что на юге «Полоса» значительно расширяется. Может быть, там есть нечто, из-за чего стоит посетить Оренбуржье? Я даже догадываюсь, что — прославленные орские яшмы! А что — в Северном Казахстане?..
И еще. Мне кажется, авторы немного недооценивают своих будущих молодых читателей, «специалистов очень широкого профиля». Ведь они идут в поход не только за камнями. Их интересуют и археологические объекты, а также представители растительного и животного миров, особенно — уральские «эндемики». Может быть, эти моменты стоит учитывать, хотя бы с точки зрения экологии? Ведь редкие растения и животные, стоянки древнего человека, старые выработки, копи, шахты и отвалы надо беречь и охранять от бездумного уничтожения.