Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Случаются попытки заменить непривычные названия другими. Подчас это нелепо и смешно. Ту же Евстюниху пытались превратить в… Усть-Униху. Поселок этот стоит в устье реки Баранчи, никакой «Унихи» поблизости нет и не было. Забавно, что на изданной в 1950-х годах карте вместо «Баранча» написали: Саранча.
Есть и, казалось бы, более оправданные замены. Река Сиверная (от народного «сиверко» — север), протекающая западнее города Верхняя Салда, стала Северкой — звучит вроде бы современнее, но колорит уже не тот…
Наконец, случается просто небрежность и невнимательность. Так на имеющейся в продаже карте Пригородного района Свердловской области известный всем уральцам поселок Черноисточинск стал… Черноисточником. На плане города Нижнего Тагила уже в нескольких изданиях переставлялись местами подписи названий жилых районов Малая и Новая Кушва. Бесчисленны неточности в наименованиях городских улиц. Встречаются грубые ошибки в подписи высот, и многое другое.
Продолжать перечисление не буду, тем более что хороших, надежных карт больше, чем плохих. Часто вспоминаю, как в конце 1960-х годов работал в геодезической экспедиции в Тюменской области, в безлюдной таежной местности; наша группа из восьми человек уже заканчивала сезон и шла по компасу к обозначенным на карте избушкам лесосплавщиков, но они не появлялись. Все ругали, на чем свет стоит, то молодого руководителя бригады, то карту-километровку, думая, что она неверна. Палатки у нас не было, кончились продукты. Когда стемнело, заночевали, мокрые и злые, под холодным осенним дождем у костра, пили грязную воду из луж, процедив ее через тряпку. Утром поднялись и… увидели, что сидели всю ночь у самых домиков-балков, на берегу небольшой речки. Карта оказалась точной.



Перейти к верхней панели