Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

— Скажите, пожалуйста, в честь какого события выпущен этот знак почтовой оплаты?
Судя по исполнению, предложенная моему вниманию марка наверняка увидела свет где-то в конце 20-х — начале 30-х годов в нашей стране, хотя размеры у неё были вполне современные.
Тридцатые годы… Если верить книгам и кинофильмам той поры — романтичное время! Стройки
Днепрогэса и Турксиба, освоение Кузбасса и Магнитки, первые полёты в стратосферу, первые герои
СССР, первые пятилетки… Пятилетки? Ну да, конечно — пятилетки! «Пятилетку — в четыре года!» —
один из самых популярных лозунгов тех лет. Вот и разгадка надписи на марке. Вернее, не надписи, а
своеобразного ребуса, каким являлся рисунок на этом знаке почтовой оплаты.
О своём открытии я поспешил сообщить собеседнику, на что тот только иронически хмыкнул. Когда
же я с уверенностью повторил свой вывод и обосновал его всем ходом своих рассуждений, Олег Павлович хмыкнул ещё раз и предложил мне заглянуть в каталог почтовых марок СССР. «Свою» марку я нашёл без труда. Выпущена она была в сентябре 1930 года для нужд авиапочты в честь прилёта в Москву германского дирижабля «ЛЦ-127. Граф Цеппелин».
Я с недоверием ещё раз поглядел на марку. М-да… Как же так? Ведь по рисунку марки ни за что не
догадаться, в честь чего она выпущена. И почему «авиапочта»? Ведь по верхнему краю марки идёт довольно крупная надпись: «Почта СССР». «Почта», без «авиа»!
— Не огорчайтесь, — с этими словами Олег Павлович отложил марку в сторону. Рисунок этого знака почтовой оплаты приводит в недоумение уже не одно поколение коллекционеров. Более того, ещё в 1930 году, сразу после выхода марки в обращение, она единодушно была признана отечественными филателистами самой худшей из всех выпущенных до того советских марок. Насколько мне известно, это малопочётное звание сохранилось за маркой и до сего дня.
Выпущенные небольшим тиражом эти марки давно уже стали сравнительно редкими. В наши дни филателисты охотно помещают их в свои коллекции, хотя сегодня мало кто знает историю создания марки-головоломки. Секреты, иногда можно даже сказать — подвохи на марках встречаются самые разные. Например, в 1911 году в Баварии, которая до 1920 года сохраняла почтовую независимость, вышла марка в честь 25-летнего правления принца-регента Леопольда. В венке из цветов, обрамлявшем портрет престарелого юбиляра, коллекционеры обнаружили смеющиеся рожицы.
Куда менее безобидная история с цветами произошла с рождественским выпуском марок 1937 года в Австрии. На первый взгляд — ничего особенного. Художник изобразил букет роз и вокруг него — знаки Зодиака. Но если приглядеться повнимательнее — из роз выглядывает профиль Адольфа
Гитлера. Вероятно, к выпуску этой рождественской серии приложили руки сторонники бесноватого
фюрера.



Перейти к верхней панели