Один из самых значимых уральских заповедников — Висимский, которому в ноябре 2001 года
присвоен статус биосферного.
История заповедника началась в 1946 году. Он был открыт под названием «Висим» и занимал площадь около 56,4 тыс. гектаров. В 1951 году его, как и большинство заповедников, закрыли, хотя Свердловская область ходатайствовала о сохранении заповедника или резервировании территории. Восстановлен Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 июля 1971 г. на площади 9,3 тыс. гектаров, с центральной усадьбой в посёлке Висим — родине Мамина-Сибиряка. Ныне площадь заповедника и биосферного полигона составляет 33496 гектаров, площадь охранной зоны — 46110 га.
Статус биосферного даётся не любому заповеднику, и получить его нелегко по целому ряду обстоятельств. На конец 2001 года международная сеть охраняемых территорий включала 441 биосферный резерват в 94 странах. В том числе в России 24 биосферных заповедника и один биосферный национальный парк.
Международная сеть биосферных резерватов используется как модель для изучения устойчивого
взаимодействия человека и природы, решения научно-исследовательских и образовательных задач, осуществления глобального экологического мониторинга.
Висимский заповедник расположен в Свердловской области на территории Пригородного района, на землях городов Кировграда и Верхнего Тагила.
Висимский заповедник, заповедник «Денежкин камень» и национальный
парк «Припышминские боры» совместно отработали практику проведения «Марша парков». Ежегодно в нём участвуют около 100 тысяч человек. Заповедники организуют и проводят экологические лагеря для школьников с полевыми экскурсиями и практическими занятиями по наблюдениям в природе. Поскольку возможности заповедников ограничены, а подавляющая часть школ удалена, практикуются методические семинары с учителями биологии для организации
экологических лагерей силами педагогов вблизи расположения школ.
Инициатором проведения «Марша парков» в Кировграде стал заместитель директора заповедника по научно-исследовательской работе Юрий Федорович Марин, человек широко известный в научных кругах, увлечённый своей работой.
Почему в «Марше парков» участвуют школьники и даже дети дошкольного возраста? Юрий Федорович ответил предельно точно: «Взрослого человека не переделаешь, не перевоспитаешь, поскольку он привык относиться к природе потребительски и всегда в его сознании будет превалировать выгода, а дети ещё не подвержены этому, как они воспримут для себя окружающий их мир, таким он останется для них навсегда».
Слова из брошюры «Заповедники в России», которую написал Александр Мишин с двумя своими коллегами. «Стратегия» любого биологического вида — захват и освоение новых территорий и ресурсов. Отказ от использования части биологических видов (ресурсов) — идея, с точки зрения «голой обезьяны» противоестественная. Убедить её в необходимости сохранения природы вряд ли удастся. Поэтому надо постараться, чтобы «голая обезьяна» не села человечеству на голову. Все хотят, чтобы детям и внукам жилось лучше. Многие копят капитал и передают его по наследству; заповедники же пытаются передать будущим поколениям сохранённую природу. Подход к заповедному делу, как переднему краю сохранения природы, становится пробным камнем в оценке деятельности самого человека за право называться человеком разумным».