Маленькому северному поселку с лесным названием Берёзово навсегда суждено быть связанным с именем одной из самых известных и противоречивых фигур в истории России — с князем Александром Даниловичем Меншиковым. И в этом смысле Берёзово — символ того, как высоко может взлететь человек, и как низко он может упасть. Ближайший сподвижник великого Петра, без пяти минут тесть императора Петра II — и ссыльный, бесправный, всеми забытый старик, умирающий в глухом медвежьем углу. Вот уж воистину — от сумы да от тюрьмы…
От князя Меншикова остались легенды, исторический сквер на высоком берегу Сев. Сосьвы, где, по преданию, и похоронен великий царедворец, а еще — церковь во имя Рождества Богородицы.
Когда-то церквушка была деревянной. Сам Александр Данилович участвовал в ее строительстве — тесал и рубил бревна, настилал полы, занимался отделкой. И средства в нее вложил немалые: пожертвовал дорогие иконы, украшенные жемчугом, священническую одежду и много всякой утвари. А после освящения церкви Меншикова выбрали церковным старостой. В этом храме он был и звонарем, и певчим.
Кстати, знаменитая картина В. Сурикова «Меншиков в Берёзове» хотя и будит в душе жалость к опальному генералиссимусу, но исторически недостоверна: уж если нашлись деньги на строительство храма, то и дом у семьи был приличествующий ее положению, а никак не избушка с подслеповатыми окнами.