Финансовая наука говорит о пяти функциях денег, одна из которых — функция средства платежа. Платежа за товары, за услуги и… платежа налогов. Таким образом, связка «деньги — налоги» очевидна и естественна.
Государство, чеканя монеты из драгоценных металлов, удостоверяло точность веса, пробуй, тем самым, — покупательную способность денег. Клеймо государственного штемпеля на монетах прошло путь от простейших вдавленных изображений в VII веке до н. э. (Лидия, Эгина) до высокохудожественных портретов, много персонажных сцен и видов городов. Нередко на монетах помещались и тексты об их полноценности и высокой покупательной способности. А вот о налогах в этих текстах практически никогда и не упоминалось. Может быть, — чтобы не нервировать население постоянным напоминанием о том, что эти деньги необходимо отдать государству. Но, скорее всего, есть и другая, более веская причина.
Как известно, монетный доход казны в те времена формировался из разницы между номинальной стоимостью (достоинством) монеты и фактической стоимостью содержащегося в ней металла. Стремясь увеличить свой доход, многие правители, начиная с древних времен, систематически фальсифицировали монеты, либо уменьшая их вес, либо добавляя к драгоценному металлу дешевые примеси (лигатуру). Такая государственная «порча монеты» плюс деятельность фальшивомонетчиков-«частников» вела к снижению покупательной способности денег и экономическим коллизиям.