Напомним: знаменитой крепости-завода на Исети ещё не было. Идея о ней витала лишь в прозрачном таёжном уральском воздухе и в горячих головах. А место, куда мы прибыли — полуостров Большеконный — конечная остановка трамвая одиннадцатого маршрута. Старожилы знают: это западная окраина Екатеринбурга.
По дороге, пока трамвай стучал по рельсам, взору открывались приятные глазу пейзажи. С одной стороны невысокий лесок, им покрыты многие километры торфяных болот, с другой — Верх-Исетский пруд: то самое искусственное водохранилище, и сегодня самое крупное в черте города. Это был дополнительный резервуар для накопления запаса воды, чтобы устойчиво, круглый год, мог работать огромный, тогда почти в 50 фабрик, Екатеринбургский железоделательный завод.
Часть холмистой суши во время затопления образовала, в частности, этот довольно живописный полуостров. А водная гладь отделила тот самый рудник, с которого нам уже пора наконец начать свой рассказ.
В те далекие времена, возомнив себя хозяином всего Урала, Демидов бесконтрольно самовольничал: вырубал, где приглянулся, принадлежавший казне лес. Кроме того, и это стало главным яблоком раздора, захватил богатейшее месторождение флюсов, столь необходимых в металлургических процессах. И эти флюсы ещё задорого продавал казенным заводам.