(Недра древнего Пыскора открывают свои тайны)
В середине 90-х годов XX века в Усольском районе близ деревни Таман была открыта стоянка эпохи палеолита (это древнекаменный век, имевший место 20 тысяч лет назад. Пока это самая северная из известных в Прикамье стоянок первобытного человека. А ведь на левый берег Камы, на котором раскинулись Березники со своими окрестностями, еще ни разу не ступала нога археолога. Как сказал поэт: «О, сколько нам открытий чудных…»
Но вернемся к Пыскору. Это древнейшее (после Соликамска) средневековое селенье на территории Верхнекамья, в котором селилось как местное аборигенное население, так и пришлые русские люди. Годом его возникновения нынешние пыскорцы считают 1558-й. Кстати, об этой дате писал Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского»: «…довольные царскою милостью, деятельные и богатые Строгановы основали в 1558 году близ устья Чусовой городок Канкор, на мысу Пускорском (где стоял монастырь Всемилостивого Спаса)».
Уважаемый историк ошибся, написав «близ устья Чусовой», — видимо, прочитав грамоту Ивана IV Грозного, он не очень внимательно познакомился с картой. А самая первая жалованная грамота Ивана Грозного Григорию Строганову, сыну сольвычегодского солепромышленника Аники Строганова, была дана на земли от устья Лысьвы в районе Соликамска и вниз до р. Чусовой по обоим берегам Камы (то есть Строгановы получили всю современную территорию Березников!). И начали строить свои укрепленные городки. В том же году они возвели укрепленный городок Канкор, т. е. Пыскор. Прежнее коми-пермяцкое название в переводе означало: «Жилище (или) дом на Каме». В 1564 году появляется Кергедан (Орел-городок), а в 1568 — Нижний Чусовской городок…