Если сам Дм. Мамин не смог участвовать в открытии первой публичной общедоступной библиотеки в городе, то его ближайшие родственники имели к этому самое прямое отношение.
Начать с Владимира Наркисовича Мамина. Братья были связаны крепкими семейными узами. Владимир выбрал юридическую стезю, и Дмитрию пришлось посылать из Екатеринбурга правовую литературу, наставляя при этом: «Книга очень полезная, только читать ее надо не спеша — чем тише, тем больше в голове останется».
«Его высокоблагородие» — так в шутку именовался будущий правовед — снимал квартиру напротив Румянцевского музея в Москве, и брат призывает ценить такое соседство: «Ты хоть раз в Румянцевской библиотеке был, где можно заниматься на радость, с пользой и удовлетворением?»
По завершении образования молодой правовед возвращается домой, приступает к адвокатской практике, занимает должность присяжного поверенного в окружном суде. Он становится одним из организаторов Общества любителей изящных искусств по литературной части, какое-то время президентствует в нем. Именно это общество инициировало создание библиотеки им. В. Г. Белинского. Мамин участвует в проекте организации, входит в комиссию для составления сметы расходов и разработки проекта Устава. С этим проектом он и другие учредители обратились за материальным содействием к городской Думе, земству, Уральскому медицинскому обществу. Комиссия предложила Обществу открыть сбор пожертвований деньгами и книгами. Владимир Наркисович входит в первый и второй составы членов правления от учредителей и избирается членом ревизионной комиссии.
Умер он рано — в 46 лет. Похоронен рядом с основательницей библиотеки Е. М. Кремлевой.