Сорок дней путешествия подходили к концу. Поэт прощался с гостеприимным городом. Современный Уральск давно не тот — и дома другие, и улицы переименованы. Но и сейчас один его уголок сохраняет отдаленные черты того пугачевского, пушкинского, казачьего Уральска.
Имена многих пушкинских собеседников не сохранились. Но сохранилось переданное ими отношение к Пугачеву, которое так верно и бережно отразил А. С. Пушкин на страницах «Истории Пугачева ». Рассказы, предания и песни, услышанные и отчасти записанные в Оренбурге, Уральске, Бердской слободе и уральских казачьих станицах, освещали события восстания и фигуру Пугачева с позиции народа. Подробнее и ярче всего Урал изображен Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Пугачев не «исчадие зла», каким рисовали его придворные историки, а воплощение многих существенных черт русского народа. Он олицетворяет выдвинутую в ходе борьбы народа яркую и самобытную фигуру, настоящего крестьянского вождя, человека, которому простой народ верил и которого любил.
Одним из главных центров повстанческого движения была Башкирия. С осени 1773 года воззвания Пугачева подняли трудовое население Уфимской и Исетской провинций Оренбургской губернии. Здесь проходили боевые действия Главного войска Пугачева и отрядов его ближайших сподвижников.