В фондах Североуральского краеведческого музея хранится коллекция, собранная в 90-е гг. XX века на территории поселка Няксимволь, по берегу реки Северной Сосьвы одним из первооткрывателей «черного золота» в этих местах и переданная в дар музею.
Памятник, известный в литературе под названием «городище Няксимволь», был открыт в 30-е гг. краеведом А. Трапезниковым. Часть сборов с него хранится в фондах Свердловского областного краеведческого музея. Валерий Николаевич Чернецов, археолог, этнограф, создатель мансийского букваря, опубликовал коллекцию с городища Няксимволь в своей работе «История Нижнего Приобья в I тыс. до н. э.». он датировал материалы городища IV в. до н. э. — I в. н. э. И отнёс большую часть находок к усть-полуйской археологической культуре.
В коллекции Североуральского краеведческого музея представлены фрагменты орнаментированной глиняной посуды. Костяные наконечники стрел и гарпунов для охоты на морского зверя и рыбной ловли, железный нож, медный втульчатый наконечник стрелы, бронзовая коническая бляшка, две стеклянные бусины, костяная пуговица для верхней одежды. Среди бытовых вещей в коллекции выделяется группа предметов (11 единиц) из металла культового характера, применявшаяся в обрядовых действиях обских угров — предков народности хантэ.
Коллекцию изделий чугунного литья по сюжету можно условно разделить на отливки зооморфные — изображения зверей — бобров, медведя, мелких пушных зверьков; и антропоморфные — изображения людей в полный рост и личины. Исключение составляет бронзовая пластина с орнаментом в виде цепочки крупных перлов (жемчужин) в центре, окаймленных веревочным орнаментом (каннелюры).
Все культовые находки отливались в односторонних, возможно глиняных формах. После отливки поверхность металла — неровная, ноздреватая — дополнительно не обрабатывалась. Исключение составляют пластина с орнаментом, личина и плоская прорезная бляха с парным антропоморфным изображением — они тщательно отполированы с внешней стороны.
Среди изображений животных — парные фигурки мелких пушных зверьков (куница, соболь) в распластанной симметричной позе. На овальной бляхе (медальоне) композиция повторяется — те же парные фигурки, но тщательно выполненные плоские рельефные хвостики не оставляют сомнения, что перед нами плывущие бобры.
Прорезная фигурка из оловянистой бронзы, плоская, односторонняя — профильное изображение медведя на четырех лапах с опущенной головой. На боку медведя выгравированы три стоящих друг за другом наклонных фигуры (людей, животных?). еще одна отливка сочетает в себе черты медведя и человека. Это фигура, стоящая фронтально с нижними конечностями неодинаковой длины; создается впечатление, что изображение приплясывает. Руки или лапы подняты к голове, голова большая, с медвежьими ушами. На лице ясно видны глаза, прямой нос и улыбающийся рот. «Приплясывающий медвежонок» — уникальный экспонат коллекции, не имеющий аналогий в изделиях бронзового художественного литья Урала и Западной Сибири.

Сюжеты с изображениями людей в художественной пластике коллекции представлены двумя личинами, двумя парными отливками и одной фигуркой прямостоящего человека с изображением совы над головой. Человек с птицей над головой очень похож на фигурки из Лозьвинского клада, найденного в конце XIX века. Близка к ним по стилю и технологии изготовления парная или двухголовая (?) отливка антропоморфного существа, стоящего в профиль с развернутыми в фас личинами.
Версией прочтения этого образа может быть фигура взрослого человека, несущего на спине другого. Обе версии не имеют аналогий в сюжетах уральской и западносибирской художественной пластики рассматриваемого периода.
Еще одна парная отливка в этой коллекции — односторонняя прорезанная бляха в виде прямоугольной пластины. На лицевой стороне изображены фронтально два стоящих человека, возможно мужчина и женщина (правая фигурка выглядит более изящной), над головами которых проступают две личины птиц (совы?), под ногами у людей — изображение распластанного зверя (ящера, змеи?). Бляха плохой сохранности, покрыта патиной, изображения едва угадываются. Верхняя часть пластины утрачена. Трехчленная композиция этой бляхи, символизирующая картину мира обских угров, широко распространена в культовом литье Прикамья и Урала.
Верхний мир воплощают совы над головами людей, являясь, по-видимому, тотемами-первопредками. Средний мир — это главные персонажи, стоящие на распластанной внизу ящерице или змее — символе Нижнего мира.
Две личины в коллекции Североуральского музея во всем отличны друг от друга. Одна выполнена в технике высокого литья, представляет собой лицо классических пропорций, обрамленное прической или остроконечным шлемом. Черты лица лишь угадываются — прямой нос, глазные впадины.
Вторая личина имитирует маску. Лицо вытянутой формы, косо поставленные глаза, прямой нос. Резными линиями обозначены брови и скулы. На лбу — изображения трех фигур, стоящих друг за другом в наклонной позе. Они аналогичны изображениям на боку медведя, отливки из этой же коллекции, описанной выше.
В коллекции с памятника Няксимволь обращает на себя внимание большое количество отливок с парными изображениями людей и животных. Повторяющиеся сюжеты с тремя стоящими друг за другом существами на лбу человеческой личины и профильном изображении медведя позволяют предположить смысловую зависимость между этими отливками, что косвенно указывает на совместное залегание находок на одном археологическом памятнике.
Исходя из размеров, плоской формы отливок и отсутствия на обратной стороне предмета петель, при помощи которых они могли прикрепляться к одежде, можно предположить, что большая часть этих находок использовалась как жертвенные подношения, т. н. «приклады» на святилище.





