Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Рубикон Леонида Никитина

От судьбы не уйдешь. Не ушел и Леонид Никитин , с детства став инвалидом. Диагноз — церебральный паралич. Но при всем при э том он:
— 3-кратный чемпион Всемирного зимнего спортивно-культурного фестиваля;
— призер чемпионата Европы по лыжным гонкам;
— 12-кратны й чемпион России по лыжным гонкам среди инвалидов с нарушением опорнодвигательного аппарата ;
— победитель и 4 -кратный призер чемпионата России в беге на средние дистанции;
— 5 -кратный победитель в велогонке «Тур-Пайпер»;
— был кандидатом в сборную России на Паралимпийские игры в Нагано, но не поехал ввиду того , что на играх не было группы с его заболеванием.

Не хочу из-за тебя сесть в тюрьму

…До 13 лет Лёня, живший в Сысерти, сопровождал на тренировки всех знакомых ребят. К нему уже привыкли и знали, как самого преданного зрителя. Он вел глазами каждого из участников от старта до финиша. И очень хотел, чтобы ему тоже разрешили тренироваться вместе со всеми, чтобы ребята приняли его в свою среду, и тогда он будет самым счастливым человеком на свете.

Наконец, Лёня решился, пришел на стадион с сумкой, где лежали кеды, майка и спортивные трусы. Друзья, вмиг переодевшись, убежали. Лёня долго завязывал шнурки. Справившись с ними, подошел к тренеру, нараспев сказал: «Можно я буду тренироваться?» Тренер от удивления вытаращил глаза. Знал он этого щупленького, дергающегося телом паренька. Ходит чуть боком, речь порой не очень связная, сразу и не разберешь. «Это не для тебя», — твердо сказал тренер и отвернулся.

Леонид сел на скамейку. Молча плакал. Не только от обиды. Не знал, что скажет родителям. Дело в том, что в семье Никитиных было правило: крупные покупки обсуждались на семейном совете. И когда Лёня попросил для себя спортивную экипировку, совместно решили — приобрести ее на мамину зарплату. И теперь, когда ему отказали, он сильно переживал, что семья зря потратила на него деньги.

Уже давно опустел стадион, наступили сумерки, когда Леонид вернулся домой. Сразу пробрался в свою комнатушку и зарылся в постель.
Вместе с ним тяжело переживали и родители. Но отец успокаивал сына: «Ну что ты растерялся, этот не взял, ты иди к другому, другой не взял, иди к третьему…» Через несколько дней на стадионе все вновь увидели знакомую фигурку. Леонид тыкался от одного тренера к другому. Ему отвечали: «Я не хочу из-за тебя в тюрьму попадать». Или прямо: «Инвалидов не берем». Это был конец 80-х — в нашей стране инвалидов вообще официально как бы не существовало. А чтобы взять такого человека в секцию — и речи быть не могло.

 

Упал — отжался

Наступила зима. В подвале одного из соседних домов размещались женская и мужская секции по лыжам. Всякий раз, когда спортсмены шли на лыжную трассу, Лёня сопровождал их. С горящими глазами наблюдал, как лихо они мчат по лыжне. Несколько раз подходил к тренеру ребят, но все безрезультатно, а однажды услышал: «Иди — и чтобы я тебя больше не видел».

И надо же такому случиться, пожалел мальчишку тренер девочек Сергей Михайлович Беляев. Он знал всю его историю. Как-то обнял его и сказал: «Не плачь больше, будешь у меня тренироваться».

Начались тренировки. С жалостью смотрели лыжники, как Леонид падал, не сделав и шага. Шутили: «Вон Лёня опять снег собирает». Но парень не сдавался.
Летом Лёня стал самостоятельно осваивать велосипед. Конечно, поначалу было тяжело, но, благодаря зимним тренировкам, дело пошло. Упорство и настойчивость дали свои результаты. Он начал понемногу управлять своим телом. Это было поразительно, ведь медики такие дефекты организма считали неисправимыми.

Финиш на автопилоте

В начале 90-х в Екатеринбурге образовался спортивный клуб «Родник». С задачей реабилитации инвалидов через занятия спортом, проведение различных состязаний. В Сысерть, в городское общество инвалидов, от директора клуба Людмилы Михайловны Семенкиной пришло приглашение на областные соревнования по лыжным гонкам. В состав команды одним из первых включили Леонида. Так Никитин впервые, в 93-м году, приехал на областное первенство.

Здесь он сразу проявил бойцовский характер и стал призером. Потом успешно выступил и на чемпионате России. На следующий год становится чемпионом России в лыжных гонках, затем призером по легкой атлетике на дистанциях 800 и 1500 метров. Еще через год — победителем велогонки «Тур-Пайпер». Теперь уже никому не приходило в голову подшучивать над ним.

Чего стоит такой случай. Выступая в Тобольске на первенстве Европы, он, вместе с тренером, не совсем правильно подобрал мазь. На половине дистанции в 20 км она полностью сошла, лыжи не держали, при каждом толчке проскальзывали назад. Леонид бежал из последних сил. В какой-то момент закралась мысль — не сойти ли. Вдруг услышал голос тренера: «Лёня, нажми, осталась пятерочка». И он начал «нажимать».

Перед финишем был затяжной, крутой подъем. К нему Леонид подошел весь мокрый, в голове шумело. Порой уже не представлял, где находится: все плыло перед глазами. После жуткого подъема Леонид смог немного прибавить, хотя уже ничего не видел и не слышал, шел на «автопилоте». Когда осталось пройти метров десять, он практически остановился. Медленно делал шаг, потом, как бы подумав, следующий. Весь стадион замер, наблюдая за драматичным финишем. Уже рядом с Леонидом шли врачи, готовые в любую секунду прийти на помощь. Всем показалось, что особенно долго Никитин стоял перед последним шагом у финишной черты. Наконец, медленно-медленно сделал его — победил!

Диплом — хоть в книгу Гиннеса

Не знаю, то ли интуитивно, то ли как, но десять лет назад Леонид понял, что справиться с недугом ему поможет только спорт. И он перешел свой Рубикон. Добился ощутимых результатов в улучшении своего здоровья. Более того, благодаря спорту Леонид закончил общеобразовательную школу, поступил в училище олимпийского резерва. Он — единственный инвалид, которому удалось получить диплом этого престижного учебно-спортивного заведения.
Он изменился не только внешне, но и внутренне. По-другому стал смотреть на мир. Теперь Леонид — студент третьего курса Челябинской государственной академии физической культуры, и недалек тот день, когда он сам станет тренером.

Сегодня его тревожит тенденция к сворачиванию многих видов спорта. Так, совсем закрылись лыжные секции, где он начинал свою спортивную карьеру, жалкое существование влачат спортбазы. Леонид мечтает восстановить лыжный спорт в городе, сделать его в Сысерти одним из главных. У него есть наработки и задумки, специалисты из Екатеринбурга и академии, где учится Леонид, признали их заслуживающими внимания. Он готов работать, лишь бы дирекция лыжной базы «Спартак» согласилась предоставить ему такую возможность.

С наступлением тепла Леонид садится на своего железного коня — велосипед. Он — председатель сысертского велокпуба «Горизонт». Организует соревнования, велопоходы. Сам обязательно участвует в них. А в будущем году будет снова стартовать в велогонке «Тур-Пайпер». Честно говоря, не знаю более ярого поклонника и пропагандиста спорта в нашей области.

Материал взят из газеты «Спорт-Аншлаг» №25, 1999

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели