Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Отливал колокола в Сарапуле

В начале XX века жители Сарапула обратились к губернскому строительному комитету с просьбой разрешить им сооружение колокольного завода для отливки необходимого городу 300-пудового колокола.
Строительство временного завода было разрешено. При этом губернский комитет назвал имя будущего владельца завода Михаила Ивановича Рябинина, мастера литья колоколов,
Мастер не мог отливать колокола совершенно один. Производственный процесс состоял из множества операций: приготовление глины и толченого кирпича, жиделя, формовка будущего колокола, изготовление «ушей» и «языка», воспроизведение надписей и изображений, приготовление правильного состава бронзы, обтачивание и шлифование тела отлитого колокола и первое его прослушивание.
Начальной операцией была формовка будущего колокола. Форма состоит из трех частей: болвана, или «лица», тела и кожуха, или колпака. Болван делается из кирпича и выводится на кирпичном основании. Перед формовщиком стоит задача сделать наружную форму болвана такой, какой будет внутренняя сторона колокола. Очень важен процесс просушки формы. Для этого в форме делаются два отверстия: одно в основании и второе на месте будущих «ушей». По окончании формовки болвана его обматывают снаружи проволокой и обмазывают смесью глины и песка, которая замешивается на самом крепком квасном сусле. Перед просушкой форма колокола выкругляется с помощью деревянного лекала. «Лицо» формы покрывается жиделью, приготовленной из кирпичной муки, растертой в мельчайший порошок и разведенной квасным суслом. Жидель заглаживает неровности и придает «лицу» глянец.
По окончании просушки «лицо» смазывается салом и на него накладывают слой чистой глины, имеющей форму и объем будущего колокола. Этот слой и называется телом. Вновь идет в ход лекало, и после просушки наносятся элементы орнамента, надписи, изображения святых и т. д. На тело накладывается кожух, толщина которого соответствует давлению жидкого металла. Для 100-пудового колокола— 2,5 вершка (121 мм), для 1000-пудового — от 6 до 7 вершков. Между кожухом и «лицом» формы будущего колокола образуется пустота, в которую и наливается из медеплавильной печи горячий металл— бронза из меди и олова специального состава. Владелец завода всегда оговаривал с заказчиком целесообразность применения той или иной марки меди и олова. При производстве бронзового колокольного металла учитывались погодные условия, температурный режим в самой печи и вне ее, сорт дров и т. д.
После отливки колокол переносят в помещение точильни. Сначала очищают долотом, а потом укрепляют на специальной оси и обтачивают обыкновенными точилами. При этом колокол вращается при помощи конного привода.
Наконец, колокол подвешивается на вешалок, и в присутствии доверенного лица заказчика происходит прослушивание голоса нового колокола.
На своем заводе М. И. Рябинин рассчитывал отлить заказанное ему количество колоколов и свернуть завод для переезда на новое место. Отливать колокола можно было только в летние месяцы. Сколько же колоколов отлил сарапульский мастер? Ответ находим в рекламе М. И. Рябинина, помещенной в книге Н. Н. Блинова «Сарапул и Среднее Прикамье. Былое и современность», изданной в 1908 году. Мастер сообщает, что он отлил пять колоколов для Сарапула общим весом до 1100 пудов и 116 колоколов для врикамских сел: Мостовое, Никольское, Мушак и других.
Где и у кого научился Рябинин отливать колокола? В материалах истории Ижевского завода хранится документ, составленный М. И. Рябининым в 1902 году. Мастер сообщает, что отливкой колоколов начал заниматься 25 лет назад, т. е. в 1877 году, строя временные заводы в Рязанской, Пензенской, Саратовской, Костромской и Вятской губерниях. Рябинину было у кого учиться трудному ремеслу — он работал рядом со знаменитыми мастерами колокольного производства в России. С 1833 года в Рязани отливал колокола Н. И. Гучев, в Н. Ломове и Нижнем Новгороде — братья Приваловы, в Костроме — С. Н. Забелин, а в Саратове работала знаменитая мастерица литья колоколов Т. П. Кеменева. Заводчики Бакулевы-Куршаковы, объединив вокруг себя мастеров города Слободского Вятской губернии, на протяжении почти двух веков отливали замечательные колокола.
На территории Удмуртии обнаружены колокола П. И. Оловянишникова из Ярославля (5), братьев Приваловых
(2), один колокол Д. А. Шишкина из Елабуги, два — мастеров Бакулевых-Куршаковых и один колокол немецкого мастера Хуннера середины XIX века. Всего в ходе поиска обнаружено сорок хорошо сохранившихся колоколов, ныне выполняющих роль пожарных стражей.
г. Ижевск



Перейти к верхней панели