В ряду крупнейших операций гражданской войны на Восточном фронте была Екатеринбургская, осуществившаяся в июле 1919 года. Тема эта основательно разработана. А вот заключительный этап операции и обстоятельства освобождения центра Уральской области нуждаются в уточнении.
В многотомной «Истории гражданской войны в СССР» сказано: «…Войска 2-й армии подошли к Екатеринбургу и 14 июля вступили в город. Навстречу красноармейцам вышли рабочие с красными флагами». В монографии «Коммунисты Урала в годы гражданской войны» говорится: «247-й полк 28-й дивизии сбил противника с укрепленных позиций у села Решеты и 14 июля в 23 часа 10 минут взял город Екатеринбург». Те же сведения содержатся и во втором издании Большой Советской Энциклопедии.
Но с начала 60-х годов укореняется иная точка зрения. Например, в Советской Исторической энциклопедии сказано так: «Гл. силы 28-й и 21-й стрелк. дивизий фронтальным ударом сломили сопротивление белогвардейцев. 14 июля конная разведка ворвалась на окраины Екатеринбурга, а 15 июля при поддержке подошедших стрелк. частей город был освобожден». В качестве источника были указаны воспоминания А. Г. Лобанова, опубликованные в одном из сборников, а также книга Н. Кондратьева «Начдив Железной Азин», в которой также пересказываются воспоминания Лобанова. В них говорится о лихой атаке 2-го эскадрона 28-го кавалерийского полка под командованием Лобанова утром 15 июля. В уральскую периодическую печать широко вошла практика использования воспоминаний А. Г. Лобанова, несмотря на научные публикации, в которых доказывается несостоятельность этих «воспоминаний». В частности, А. Г. Лобанов летом 1919 года не был командиром эскадрона, каковым себя называет, и не мог совершать подвигов на железнодорожной линии Дружинине — Екатеринбург, ибо этот участок в то время еще не действовал — не был достроен.
Так когда же был освобожден Екатеринбург и какие части в этом непосредственно участвовали?
В оперативной сводке, направленной начальником 28-й стрелковой дивизии В. М. Азиным 15 июля 1919 года командующему 2-й армией В. И. Шорину, сообщалось, что Екатеринбург был занят 2-й бригадой 28-й дивизии в 23 часа 10 минут 14 июля. Те же время и дата значатся в оперативной сводке штаба Реввоенсовета Республики. Подтверждают эти данные журналы боевых действий 28-й и 21-й стрелковых дивизий. Эта же дата — 14 июля — зафиксирована и в приказе Революционного Совета Республики от 8 мая 1920 года в связи с награждением 247-го стрелкового полка 28-й дивизии.
Кроме того, есть немало источников в виде воспоминаний. В публикациях и письмах эту дату подтверждает бывший начальник артиллерии 28-й дивизии А. П. Гундорин. Практически характер документа носит представленная Гундориным фотокарточка В. М. Азина, подаренная ему лично. На ней есть собственноручная дарственная надпись Азина с указанием даты освобождения Екатеринбурга: «14/VI1 — 23 часа 10 минут 1919 года».
И еще один аргумент: 15 июля 1919 года В. И. Ленин в письме Н. К. Крупской писал: «На фронтах восточных — блестяще. Сегодня узнал о взятии Екатеринбурга». Будь город освобожден 15-го, Ленин написал бы примерно так: «Сегодня взят Екатеринбург».
Можно привести и много других мемуарных свидетельств — участников гражданской войны, подпольщиков, жителей города. При этом следует отметить, что к этому времени город еще не был занят частями Красной Армии и целиком очищен от остатков колчаковцев. Время 23 часа 10 минут названо Азиным с учетом освобождения западных, юго-западных кварталов и центра города, разгрома и пленения основных, в целом немногочисленных сил врага.
Занятие окраинных кварталов, освобождение политзаключенных и стычки с мелкими группами белогвардейцев продолжались и после 11—12 часов ночи. Но фактически Екатеринбург был освобожден Красной Армией к истечению суток 14 июля 1919 года. Версия о прорыве красноармейцев утром 15 июля и освобождении города в этот день совершенно несостоятельна.
Какие же части Красной Армии освободили Екатеринбург?
В районе города колчаковцы сосредоточили крупную группировку. Против нее действовала 2-я армия Восточного фронта, ее 28-я стрелковая (начдив В. М. Азин) и 21-я стрелковая Пермская (начдив Г. И. Овчинников) дивизии. Разгром вражеской группировки и Освобождение Екатеринбурга — это результат действий обеих, а отчасти и 5-й стрелковой дивизий. Наибольшего успеха добилась 28-я. Ее 3-я бригада (командир Крупенников) вышла в тыл врага и перерезала железнодорожный путь между Екатеринбургом и Челябинском. В город вслед за разведкой первым с запада ворвался 247-й стрелковый полк 2-й бригады (командир И. П. Пуринг), а затем части 1-й бригады 21-й дивизии. Об этом говорится в оперативной сводке начдива В. М. Азина, журнале боевых действий 28-й стрелковой, телеграмме В. И. Ленину о взятии Екатеринбурга и многих других документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Советской Армии. Важнейшую роль в освобождении Екатеринбурга сыграл, по-видимому, 247-й полк 2-й бригады 28-й дивизии, ибо он в мае 1920 года был особо отмечен в приказе Реввоенсовета Республики. «…14 июля 1919 года под г. Екатеринбургом полк сбил противника с укрепленных позиций у села Решеты на протяжении 50 верст, к вечеру взял г. Екатеринбург, отбил несколько контратак на этот город и прочно закрепил его за нами». За этот подвиг полк был награжден орденом Красного Знамени. А вот 28-й кавалерийский полк, указанные А. Г. Лобановым эскадроны в связи с освобождением Екатеринбурга отмечены не были. Тогда же за боевые успехи был награжден и 250-й стрелковый полк, но он действовал на северо-западных подступах к городу.
Активно участвовала в освобождении города и 21-я стрелковая дивизия. Ее передовые части вступили в Екатеринбург в ночь с 14 на 15 июля — несколько позднее авангардных частей 28-й дивизии, но с разницей лишь в какие-нибудь один-два часа. Поэтому В. И. Шорин в 1928 году отмечал: «14-го июля 1919 г., в 23 часа 10 м., армия овладевает столицей Урала — Екатеринбургом: полки 21-й и 28-й дивизий вошли одновременно в город».
Следует сказать, что части 21-й дивизии вошли в Верх-Исетский завод, который в тот период, как и до революции, считался самостоятельным поселком, а не составной частью города. И еще надо добавить, что успеху 2-й армии способствовало и «быстрое продвижение в юго-восточном направлении . на Екатеринбург 30-й стрелковой дивизии 3-й армии. Ее авангардные части вышли к Екатеринбургу уже 15 июля. Некоторые из них в тот же день участвовали в праздничном параде частей гарнизона.
Итак, за успешные действия в Екатеринбургской операции два полка 28-й дивизии были удостоены ордена Красного Знамени. Почетным революционным золотым оружием награжден командарм В. И. Шорин. Этим же орденом и ценными подарками отмечен целый ряд бойцов и командиров обеих дивизий. Весь личный состав 2-й армии командование поздравило с выдающейся победой, а Реввоенсовет Восточного фронта 17 июля поздравил В. И. Ленин.
г. Свердловск
ОНИ ПОДРУЖИЛИСЬ В ИШИМЕ
Римма КУЛЬТИКОВА, краевед
Захолустный уездный городок Ишим на юге Тобольской губернии стал местом поселения группы ссыльных поляков — участников восстания 1830—1831 годов. Был среди них и Адольф Михайлович Янушкевич. Здесь он много читает, переводит с английского, изучает язык кочевников, нравы и обычаи аборигенов, ведет обширную переписку с родными и друзьями. Свою библиотеку делает доступной для всех поселенцев и грамотных горожан.
А 21 августа 1836 года в Ишим на поселение по указу Николая I приехал декабрист Александр Иванович Одоевский, автор уже известного стихотворения «Ответ на послание Пушкина» — «Струн вещих пламенные звуки…»
Общительный, веселый и остроумный Одоевский был радушно принят ссыльными поляками, а знакомство с Янушкевичем перешло в дружбу. Их объединяла не только общность судьбы — оба борцы против самодержавия, оба изгнанники,— но и широкая эрудиция, любовь к поэзии, литературе, музыке. В знак дружбы Янушкевич дарит Одоевскому ветку кипариса, и тот 30 августа 1836 года пишет стихотворение «К Янушкевичу, который подарил автору ветку с могилы Лауры в Авиньоне».
Осенью Янушкевич проходил курс лечения грязями на небольшом озере в окрестностях Кургана. После лечения он заехал в Курган, где в это время на поселении жили декабристы и поляки. Вероятно, с теми и другими Янушкевич встречался конспиративно. Возвратившись в Ишим, он передал от них Одоевскому привет, и 3 октября 1836 года рождается новое стихотворение: «Ему же, передавшему привет от курганских товарищей»:
Ты знаешь их, кого я так любил,
С кем черную годину я делил…
Ты знаешь их!
Как я, ты жал им руку…
Корни дружбы декабристов и польских повстанцев были глубокими. Поднявшись на свою борьбу, поляки отслужили панихиду по жертвам декабрьского восстания в Петербурге и по пяти повешенным декабристам. Перед зданием сейма многотысячная демонстрация восставших потребовала низложения с польского престола царя Николая I, и сейм вынужден был уступить. Повстанцы шли со знаменами, где было написано: «За нашу и вашу свободу!»
Весть о восстании в Варшаве дошла до Петровского завода, где в то время отбывали каторгу декабристы, и поэт А. И. Одоевский откликнулся на это событие стихотворением «При известии о польской революции» (1831 год):
Едва дошел с далеких берегов
Небесный звук спадающих оков
И вздрогнули в сердцах живые струны,—
Все чувства вдруг в созвучие слились…
Нет, струны в них еще не порвались!
Еще, друзья, мы сердцем юны!
И вот прошло пять лет. Участники событий, потрясших самодержавие, оказались в Ищиме и были неразлучны. Здесь встретили они печальное известие о гибели А. С. Пушкина…
Но вскоре дружеское общение Янушкевича и Одоевского было прервано. В июне 1837 года Николай I распорядился перевести Одоевского на Кавказ, где он и умер от малярии в 1839 году в пос. Лазаревское (близ Сочи).
г. Нижний Тагил
СЛОБОДА У ЧЕБАРКУЛЯ-ОЗЕРА
Вячеслав ЮДИН, член общества уральских краеведов
В «Пермской старине» историка А. Дмитриева есть упоминание о Чебаркульской крепости: «Слобода Чебаркульская при озере того же имени, в 64 верстах юго-западнее Челябинска, основана еще в конце XVIII века, а в 1736 году переименована также в крепость…»
Разыскивая сведения о деятельности бергмейстера Игнатия Юдина — главного межевщика и начальника канцелярии правления заводов, я обнаружил в Государственном архиве Свердловской области документы, рассказывающие о возникновении города Чебаркуля.
1 января 1732 года крестьяне Камышловской и Калиновской слобод написали челобитную императрице Анне, «чтоб поведено было бы внов построй Городу или Слободу а имянно под Уралом Каменем у Чебаркуля озера и что будет угодий и рыбной ловлей и промыслы хмелевой…»
Челобитную подписали Дмитрий Юдин с сыновьями Михаилом, Савелием и внуками Петром и Екимом, а также Михаил Боровской, братья Естефей и Гаврила Казанцевы, братья Шипицины — Осип, Федор и Яков — все тоже с сыновьями и внуками. Крестьяне заверяли, что будут «платить вечно в годе по пятидесяти рублев». Выбран был и посыльный — 64-летний крестьянин Крутихинской слободы Степан Кузнецов — «человек добрый и правдивый».
Минуя многочисленные кордоны, кружным путем через Уфимскую губернию он добрался до Петербурга и вручил челобитную. По законам того времени подавших челобитную «без ведома управителя» ожидало жестокое наказание. 6 июля 1733 года Степан Кузнецов был допрошен по всем правилам, а 31 января следующего года вышел Указ Сибирского обер Бергамта о наказании челобитчиков плетьми и батожьем. Однако и челобитчики, и посыльный не понесли наказания, а были взяты на поруки старожилами и уважаемыми в обществе людьми.
Видимо, будущий главный межевщик Игнатий Юдин, располагая планами земель, понял важность постройки нового города и потому решил в ходатайстве перед императрицей прибегнуть к «гласу на родному», а заодно умилостивить ее вечной выплатой денег за разрешение.
22 мая 1733 года императрица повелела сибирскому губернатору Плещееву «немедленно снестись с генералом лейтенантом Генниным какое то место где селища челобитчики желают и в каком расстоянии от Тобольска и в Российском ли владении… Подлинное известие нашим местам планы и чертежи о том учинив… а для ведома в Комерц коллегию Указ о том из Сената послан а вышеозначенную ево Кузнецова челобитную прилагаеца при сему».
Своевременность постройки города-крепости Чебаркуля подтверждается следующими строками из «Пермской старины»: «Весной 1736 года башкиры напали на деревни вокруг Далматова монастыря, разграбили и выжгли несколько деревень… Летом разорена Крутихинская слобода, но крепость уцелела. То же было и с Шадринской слободой. В июле поручику Мамаеву было велено оставить Верхтеченское поселье и передвинуться в крепость Чебаркульскую».
г. Свердловск
ПЕЧКА В СТИЛЕ РОКОКО
Сергей СМИРНОВ, журналист
В прошлом веке мастерство уральских! умельцев чугунного литья славилось во всем мире. В Каслях и Кусе отливали уникальные изделия, получавшие призы на зарубежных выставках. Делали здесь и неброские, но необходимые в ту пору вещи, например, печные дверцы.
В коллекции художника из Томска Г. П. Бурцева собрано более ста печных дверец. Многие из них найдены при сносе ветхих зданий. Какие только стили не отразились в этих скромных, на первый взгляд, изделиях — рококо, барокко, классицизм, Возрождение и ампир… По надписям на дверцах Геннадию Павловичу удалось восстановить имена более десяти неизвестных доселе мастеров чугунного литья из Каслей и Кусы.
Коллекция томского художника участвовала в 67 вернисажах. Теперь она получила постоянную «прописку» — Бурцев подарил ее Челябинскому музею декоративно-прикладного искусства Урала.
г. Челябинск