Краеведческий бумеранг
ЧИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ
Строитель из города Верхняя Салда Свердловской области Н. Калганов предлагает вспомнить и по возможности вернуть нашему быту старинные самобытные народные изделия, которыми изобиловала русская провинция. В своем письме он рассказывает о трех принадлежностях уральского деревенского быта.
ЛАДОК
На Урале, особенно в деревнях, издревле и до конца 50-х годов нашего века бытовали самодельные сани и ладки, особенно распространенные в деревнях Верхотурского, Алапаевского, Махневского, Туринского районов Свердловской области. В больших семьях было столько ладков, сколько в семье детей и подростков. Зимой после занятий в школе ребята и девчата каждый на своем ладке собирались на крутояре и катались до поздней ночи.
Ладки нам делали старшие братья и отцы, а кто постарше — и сам. Низ доски (лыжи) не строгали, чтобы заливка лучше примерзала к поверхности. Заливали ладок следующим образом: доску (лыжу) низом вверх приставляли к стене, покрывали слоем (2—3 см) свежего коровьего навоза и давали замерзнуть. Затем двуручным скребком выравнивали поверхность, 4—5 раз поливали холодной водой — и ладок готов.
Мчится мальчуган на ладке, как на самокате, и по глубокому снегу, и по торной дороге — аж дух захватывает. Безопасно съехать и с горы любой крутизны, ведь стоит только потянуть руль на себя — ладок затормозит.
В наше время низ ладка не обязательно покрывать коровяком и поливать водой, можно покрыть, например, пластиком или фольгой.
ПЕСТЕРИ И ЗОБЕККИ
Зобенка — это плетенная из лыка, бересты или прутьев сумка на ремешке через плечо. С зобенками ходили по грибы, по ягоды, носили обед на покос, пастбище, в поле. Раньше в деревнях были широко распространены зобни, зобенки и зобеночки.
Пестерь — это нечто вроде большой зобни, но только иного исполнения. Он применялся для переноски значительных грузов: большого количества грибов, ягод, продуктов и припасов для охотника.
Кузов и крышка пестеря плелись из лыка, крепились шарнирно и пристегивались на ремешки. Пестерь, кроме того, крепился к крошням, которые делались из черемуховых прутьев в виде прямоугольника, обтянутого холстом или брезентом. Через крошни и пестерь протягивались заплечные ремни, которые регулировались по длине.
ЧИТАТЕЛЬ ОТВЕЧАЕТ
На вопрос т. Томилова о найденной в Красноуфимске старинной монете откликнулись два десятка читателей. Большинство из них оказались знатоками, и по этой причине выбрать для публикации одно письмо оказалось не просто.
Предлагаем ответ, который автор озаглавил
О ЧЕМ ПОВЕДАЛА МОНЕТА
Монета, изображенная на фото, находилась в обращении в России XVIII века (тогда основной монетой была медная). Чеканилась с 1730 по 1754 год из расчета: 10 рублей монеты из пуда меди.
На аверсе — государственный герб, на реверсе — номинал в орнаменте. На монете не указано обозначение монетного двора. Всего в России в разное время до революции постоянно и временно работало
более двадцати монетных дворов, занимающихся чеканкой денег. В период выпуска монеты (с 1730 по 1754) медную монету этого достоинства чеканили Главный монетный двор — Красный (располагался у Китайгородской стены в Москве) и Петербургский монетный двор в Петропавловской крепости (сейчас — Ленинградский монетный двор).
Обеспечение деньгами Российской империи было делом не легким и поэтому в 1727 году на Урале на базе екатеринбургских казенных горных заводов был создан новый Екатеринбургский монетный двор. Здесь сначала заготавливали медные кружки для чеканки монет в Москве, потом начали свое производство. Скорее всего, найденная монета изготовлена на одном из этих трех монетных дворов. Точнее сказать нельзя, т. к. отсутствует буквенное обозначение двора (ММД, СПБ или ЕМ).
Теперь о самой монете. Это медная денга достоинством полкопейки. С конца XVIII века слово «денга» стали писать как «деньга». Термин «денга» — восточного происхождения. В Индии серебряная монета называлась «танга», греки называли ее «данака», татары — «тенга». Хотя название русской монеты восточное, сама она в отношении веса и способа изготовления ничего общего с восточными монетами не имеет.
Денгу начали чеканить на Руси в XIV—XV веках. Сначала в Москве, а затем и в других княжествах. Причем, к примеру, московская денга к середине XV столетия весила, да и стоила вдвое меньше новгородской.
После реформы 1534 года, унифицировавшей монетную систему, стали чеканиться серебряные монеты весом 0,16 золотника (0,68 грамма) с изображением всадника с копьем и вдвое меньшие — с изображением всадника с мечом. Большая монета стала называться новгородской, или копейкой (по изображенному на ней всаднику с копьем), меньшая — денгой московской, или сабленицей (от меча —сабли). Впоследствии за ними закрепились наименования копейки и денги, составлявшей ее половину. Но счет долгое время велся на денгу, и копейку называли двумя денгами.
В XVII веке наряду с серебряной денгой стали печатать медную. Одну из таких монет и нашел т. Томилов. В середине XIX столетия монете дали новое название — «денежка», а затем заменили его на лицевой стороне монеты надписью «1/2 копейки».
Итак, монета с названием «денга» исчезла из обращения, но слово это в собирательном значении осталось в русском языке. «У деда, знаешь, деньга была припрятана»,— говорит чеховский извозчик советнику Котлову в рассказе «Ванька».
С. ТЕРЕНТЬЕВ, рабочий «Новосибирскметростроя»
Солидную статью с экскурсом в историю монетного дела в России и большим списком литературы прислал сменный мастер кирпичного завода из Омска Г. Н. Вожегов; обстоятельно ответили на вопрос читателя военнослужащий из Алтая А. Н. Антишко, О. В. Фомин из г. Чайковского Пермской обл., историк из Ленинграда Ю. В. Кольцов. В числе других, откликнувшихся на письмо, А. Г. Свирь из Бреста, Д. В. Кислица из Калинина, рабочий из Донецка Г. Н. Красько, учащиеся Володя Карманов (Майкоп), Саша Шапоренко (с. Одино Курганской обл.), Саша Васильев (г. Красновишерск Пермской обл.).
Читатель А. И. Молоковский из с. Таборы Свердловской обл. сообщил, что именно такую же монету он нашел в 1986 году на берегу реки Тавды. Вместе с ней были найдены 2-копеечная монета 1824 года и десяток 3-копеечных монет 1916 года выпуска.
А читатель Н. П. Партин из пос. Елизавет, что под Свердловском, прислал фотоизображение серебряной монеты, снятой с монисто, полученного им из Ижевска. Он просит знатоков рассказать об этой монете.
ЧИТАТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ
ПЕРВЫЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕРДЦЕ
В «Уральском следопыте» (1988 № 9) напечатана наша статья «О ком рассказывает панно». В ней говорилось о первой в Нижнем Тагиле успешной операции по ушиванию раны сердца, выполненной в 1944 году заслуженным врачом РСФСР Л. П. Кипарисовой.
Когда статья была уже в работе, инженер Д. А. Стерн, сын нижнетагильского хирурга, изображенного на панно, познакомил нас с заметкой в газете «Тагильский рабочий» от 15 августа 1967 года. Оказалось, что пальма первенства в операциях подобного рода принадлежит хирургу А. Г. Стерну, который еще до войны успешно оперировал на сердце и печени.
В. ПОПУГАЙЛО, Ю. СОРКИН.
ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ
ИСЧЕЗНУВШАЯ ЧАСОВНЯ
В книге Е. Н. Бубнова «Русское деревянное зодчество Урала» (М., 1988) помещен снимок металлической часовни в г. Полевском. Автор этот снимок никак не комментирует. А строение редкостное, замечательное. Хотелось бы узнать о его судьбе.
В. ГОРОДИЛИНА.