Мало кому из уфалейцев известна ныне эта фамилия. А между тем архивные документы и переписка, что хранятся в краеведческом музее Верхнего Уфалея, многое расскажут о наших земляках.
Поляк по происхождению, уроженец города Васильново, что на Киевщине, Владислав Витвицкий учился на третьем курсе Киевского университета. За участие в нелегальной студенческой организации, распространение прокламаций, направленных против жестокого подавления царским правительством польского восстания 1863— 1864 годов, его арестовали, исключили из университета и осудили на 7 лет каторжных работ в Усолье (ныне Иркутская область). Около двух лет он был прикован к тачке. А через 6 лет его выслали в Якутию, на Олекминский золотой прииск. Еще 12 лет спустя Витвицкому разрешили проживать в Верхнеуфалейском заводе с пребыванием в крупных геродах России не более трех суток.
С 1882 по 1920 год жизнь Владислава Ивановича Витвицкого была связана с Уфалеем, где он состоял на службе в должности заведующего золотыми приисками и горными разработками. При его непосредственном участии в конце прошлого века в Уфалее был заложен сад (теперь Сад металлургов). Долгое время клуб и сад при нем были единственным местом сосредоточения культурной жизни в городе.
О широте интересов Владислава Ивановича говорят его связи. Он был лично знаком с Д. И. Менделеевым, который 14 июля 1899 года посетил Уфалейский металлургический завод. Между ними велась переписка. Письма, к сожалению, затерялись.
Встречался Владислав Иванович с такими крупными учеными, как Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, Д. С. Белянкин, П. И. Кротов, с профессором Свердловского горного института М. О. Клером. Приезжая в Уфалей, они иногда по месяцу жили в доме Витвицких. Интерес ученых к Витвицкому объясняется его опытом в горном деле, обширными знаниями в области геологии-петрографии, рудных месторождений. Неоднократно он отправлял в адрес ученых скомплектованные им образцы горных пород.
Встречался В. И. Витвицкий с инженером и писателем Н. Г. Гариным-Михайловским, когда он строил Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Владислав Иванович подсказал ему наиболее оптимальный маршрут дороги через Мокрую Выемку (возле разъезда Укагач).
Однажды в водоотливной шахте бывшего. Каркодинского железного рудника (ныне Черемшанский карьер) водой вымыло кусочки породы ярко-зеленого цвета. Владислав Иванович отправил образцы в химлабораторию, и анализ показал, что это никелевая руда. Между тем о никеле в районе Уфалея ничего не было известно. На основе месторождения впоследствии были построен первый в Советском Союзе никелевый завод.
В 1903 году за антиправительственные выступления, «оскорбление императора и агитацию среди рабочих» Витбицкий предстал перед Екатеринбургским окружным судом. Поводом, как выяснилось, послужил донос: якобы Витвицкий, разъясняя рабочим смысл народного Ихэтуанского восстания в Китае, осуждал жестокие меры правительства по его подавлению. Однако большинство свидетелей не подтвердили показаний, я Владислав Иванович был осужден только на месяц домашнего ареста.
В доме Витвицких неоднократно проводились обыски. 5 июня 1907 года, как свидетельствует дело Казанской судебной палаты, «…у сына потомственного почетного гражданина Уфалея Козьмы Владиславова Витвицкого… найдено нелегальной литературы: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» — 2 листка, «Рабочий» * №№ 1 и 2, «Партия мирного ограбления» — 1 листок, «Товарищи и граждане избиратели» — 1 листок, «Чего хочет конституционно-демократическая партия» — 1 листок, «Воробушек» — два экземпляра, «Рецепты приготовления гектографа» — 5 листов, «Социальная всеобщая забастовка» — одна книжка, «Ужасные дни в Москве» — одна книжка и домашняя типография с принадлежностями».
В подполье дома Витвицких в 1907 году находился гектограф, на котором старший сын Козьма, один из членов Уфалейско-Кыштымской окружной организации РСДРП, с Михаилом Брониным, сыном врача Михаилом Хитровым и еще двумя молодыми людьми печатал журнал «Воробушек». Под безобидным названием скрывалось издание с определенной политической окраской, помещались карикатуры на политические темы. Журнал пользовался популярностью среди уфалейской интеллигенции. Выходил он в количестве 50—100 экземпляров.
Козьма два с половиной года учился в Томском технологическом институте вместе с С. М. Кировым. Одновременно с ним был исключен за участие в студенческой забастовке в 1906 году. Возвратившись в Уфалей, работал машинистом в паровозном депо.
В 1910 году Козьма Витвицкий арестован по подозрению в убийстве смотрителя завода Василия Плясунова. В деле канцелярии пермского губернатора сказано:
«…Терентьев совместно с Сергеем Мрачковским и Козьмой Витвицким доставили 24 декабря 1908 года в квартиру смотрителя завода Василия Плясунова ящик с разрывным снарядом, которым был убит Плясунов… Все обвиняемые виновными себя не признали, по обыскам у них ничего не найдено, по агентурным же сведениям все они принадлежат к Верхнеуфалейскому комитету социал-демократов, во главе коего стоит Иванов…» (После разгрома Уфалейско-Кыштымской окружной организации РСДРП в июне 1907 года и многочисленных арестов руководство подпольным комитетом социал-демократов Верхнего Уфалея взял на себя купец Петр Никитич Иванов).
В советское время Козьма Владиславович возглавлял один из отделов Омской железной дороги. Умер он в 1920 году от сыпного тифа.
Отец его в это время жил в Копейске, заведовал рудниками Уфалейской дачи, а одно время исполнял обязанности управляющего Челябинскими копями. С 1920 по 1925 год работал в Копейске счетоводом на копях. Умер В. И. Витвицкий в 1929 году в Челябинске в возрасте 87 лет.
г. Верхний Уфалей