Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Поселился Айболит в Большеречье

Будущее животных, само их существование — в руках человека. Если я смогу сделать хоть самую малость, чтобы спасти от истребления какое-то животное, я буду счастлив…

ДЖЕРАЛД ДАРРЕЛЛ

Большеречье — это примерно в двухстах километрах от Омска. Около четырех часов езды автобусом или на «Ракете» вниз по Иртышу…
С севера о берег крутого яра бьются волны Иртыша. На востоке несет свои воды тихая Большая речка. А кругом просторы заливных лугов и лесные массивы… Здесь, на высоком яру, в 1627 году и был заложен форпост Большерецкий.
История села уходит в далекое прошлое.
400 лет назад дружина Ермака распахнула двери на великий азиатский простор. Но еще труден был путь в далекий и необжитый край. И потому впереди переселенцев шли казаки, расширяя и укрепляя форпостами и острогами свои границы.
Одним из таких укрепленных пунктов и был форпост № 2546, расположенный на высоком берегу речки Большой при впадении ее в Иртыш, отчего и название получил — Большерецкий.
Скоро потянулись сюда крестьяне-переселенцы, в основном с Украины и Белоруссии. С проведением по Сибири железнодорожного пути стали появляться здесь маслобойни, и сибирское масло пошло в Англию, Францию, принося русской казне золото.
В 1912 году Большеречье стало волостным центром. В нем уже были церковь, школа, три торговые лавки, три кузницы и три кирпичных завода, водяная мельница…
Ныне Большеречье — поселок городского типа. Здесь крупнейший на востоке страны маслоделательный комбинат. Производят и кумыс — целебный напиток. У большереченцев всегда водились хорошие сибирские лошади.
Едешь в Большеречье — вокруг, насколько объемлет взор, поля цветущего подсолнечника. И словно пришедшие из глубины времен: Любино-Москали, Могильно-По- сельское, Увал Бытие, Почекуево, Евгащино… Так и слышится топот и ржание коней…
Но главная достопримечательность поселка — зоопарк.
Началось с того, что ребята-школьники лет семь назад привезли из леса раненого лебедя-шипуна. Выходили. Назвали Яшкой. При школе был зооуголок, который и стал приютом для белокрылого красавца. Заводилами юных натуралистов в поселке стали отец и сын, Григорий Иванович и Владимир Григорьевич Гуселетовы. По их инициативе был создан зооуголок при Доме пионеров. Завязалась дружба с обществом охотников и рыболовов,— тогда и начали притаскивать в зооуголок подранков, обреченных на гибель в лесу.
Принесли подранка-косулю. Утка попала в сеть н а шли яйца лебедей, переправили в Любино в инкубатор, вывели лебедят. Уже в первую зиму, как добрые соседи, жили под одной крышей куропатки и цесарки, еж и лисица, лебедь и косуля. Словно знаменитый Айболит поселился в Большеречье. Животные чувствуют обстановку и быстро идут на сближение, подавая пример людям.
Несли ребята, несли взрослые. Подбирали и приносили. Завели дружбу с Красноярской станцией юннатов, с Новосибирским зоопарком. Двух верблюжат передал красноярский совхоз. Кирсановский привез двух лопоухих ишачков. Кто-то еще — пони.
На школьной территории стало тесно… И тут кто-то подкинул мысль: а почему бы не открыть на общественных началах зоопарк? Кормами, оборудованием поделятся совхозы — не у мачехи живем.
А трагедии в природе продолжались, они неисчислимы, и подавляющее большинство — по вине человека. Дикая гусыня-подранок осталась на озере. Егерь подобрал, передал зоопарку. Думали гусак, назвали Тимкой, оказалась гусыня. Весной гусак к ней пристал, высидела гусят. Шестерых передали Новосибирскому зоопарку.
Из Русской Поляны привезли пару журавлей-красавок, один повредил крыло, остался. Другой не полетел «по собственному желанию»: сам явился во двор, где жил найденыш…
За каждой историей — драма. Животные чувствуют, страдают, переживают свое бессилие и обреченность, как люди, а может, даже сильнее. Не потому ли на наших глазах часто гибнут от тоски, отказываются от пищи.
Животных становилось больше, но появлялись они как бы сами собой. Дрессировщик, что гастролировал с группой артистов цирка, предложил двух тигров. Таким же подарком стал гималайский медведь.
Стали появляться экзотические животные — прибавилось хлопот. Завезли морских котиков — как за ними ходить? Как содержать перепелку? На очереди розовые фламинго, антилопы, слоны, жирафы, тюлени… Нужны теплицы для страусов, террариум для крокодилов, вольеры для бобров, фазанарий (уже есть)… Стали добывать и изучать литературу. Если корова, овца требуют ухода, то что говорить о туркменских куланах?
Бывший председатель облисполкома Евгений Дмитриевич Похитайло (ныне первый секретарь Омского обкома КПСС) предложил сделать зоопарк областным. А вскоре  последовало решение облисполкома: «В целях экологического воспитания и пропаганды естественнонаучных знаний… организовать областной зоопарк в рабочем поселке Большеречье с 1 августа 1986 года». А ведь еще вчера и помыслов не было.
Увлеченных людей в Большеречье много, в их числе Валерий Дмитриевич Соломатин, первый секретарь Большереченского райкома партии. Там, где дело касается детей, молодежи, быта и отдыха сельчан, не существует для него слова «запретить», «отказать».
— Собрали руководителей предприятий, колхозов и  совхозов района, судили-рядили, прикидывали возможности, на счетах щелкали и решили: будем строить зоопарк настоящий… А что еще делать? Полумерами не обойтись. В районе не слышали ни одного голоса возражения, люди поняли, что зоопарк станет центром воспитания любви к природе, родному краю и вообще ко всему живому на земле…
Принялись осваивать территорию, завозить материалы, устанавливать вольеры, изгороди. Помогали жители, молодежь— школьники, пионеры и комсомольцы. Сейчас много сил берет строительство. Все ведь на общественных началах. Да и в новинку всё, никто с этим не сталкивался. Помню, привозили птиц, которых сам не видел, неужто, думаю, у нас такие будут жить? Ну, а сейчас нет в поселке организации, которая не была бы завязана…
Очень ко времени оказалась поездка в Москву. Делегат XXVII съезда партии, Соломатин встретился с ответственными работниками Министерства культуры РСФСР, побывал на приеме у министра Ю. С. Мелентьева, познакомился с директором Московского зоопарка В. В. Спициным. Договорились о встрече. «Пока вы ехали, я мучился вопросом, зачем это делегат съезда ко мне пожаловал»,— приветствуя гостя, сказал Владимир Владимирович.
Разговор вышел содержательный. Спицин поделился опытом, снабдил литературой.
— Посылайте своих работников, врача, мы их в гостиницу определим. Пусть учатся.
Ныне первый в стране сельский зоопарк получил статус государственного. Это самое популярное в Большеречье место, куда стремится заглянуть каждый приезжий. Узенькая улочка, сбегающая вниз на зеленую долину, ведет прямо к зоопарку. Речка Большая вьется прихотливо в зеленых берегах, в воде плещутся утки, вальяжно проплывают лебеди. У речки и разместили. Рядом пляжная зона, дендропарк, на другой стороне речки кедровая роща.
Из одиннадцати зоопарков РСФСР Большереченский обещает быть самым крупным: 18 гектаров с лишним (Новосибирский — 2 га, Свердловский и того меньше— 1,2).
Строительство зоопарка в самом разгаре, везде кучи земли, цемент, железо, Доски. Словом, типичная картина, но и не похожая на другие — вокруг экзотические животные из Африки, Австралии, Латинской Америки, да и «свои», местные, тут же. Хлопоты строителей их не очень смущают, привыкли к людям, но если уж очень надоедят, есть куда удалиться. Вообще, бросается в глаза простор, свобода передвижения, чегр не увидишь в другйх наших зоопарках. Наверно, ограниченность движения — одна из главных причин, почему в неволе животные не живут долго. Страдает не только их физическое развитие, но и психика.
В Большеречье немало «жильцов», занесенных в Красную книгу. Зоопарк — прибежище для многих вымирающих наших спутников, которых уже не встретишь на воле. И душа наполняется теплом, когда видишь родившихся здесь малышей. У мамы Астры и папы Шерхана появился тигренок Тарзан. И уже совсем редкость — куланёнок, дитя легконогих, быстрых, как ветер пустыни, туркменских куланов. Куланы уже давно обосновались в Красной книге, в естественных условиях их не увидишь, а здесь — прибыль, возобновление вида.
Алан — молодой сервал — одиноко прозябал в Московском зоопарке, а здесь тоже в одиночестве жила сервалиха Джекки. Вскоре, как вернулся со съезда Соломатин, прибыла ему вдогонку «живая» посылка, Алан получил супругу Джекки, и теперь они вместе…
Появилась в зоопарке площадка молодняка, где с наступлением тепла собирают новорожденных и чуточку подросших зверят, там они резвятся, точно дети где-нибудь во дворе большого дома. Можно смотреть часами.
Приводят в зоопарк ребятишек из детских садов, первоклашек из школ. Со зверями их знакомят опытные экскурсоводы — педагоги или сотрудники зоопарка, с раннего возраста приобщают к миру живой природы.
Больше, конечно, приезжего люда. Едут из соседних районов— Тарского, Колосовского, Седельниковского, Знаменского, приезжают даже из Омска.
В отдельные дни набирается до тысячи человек. Для сравнения: в Свердловске, в полуторамиллионном городе, где сто таких поселков, как Большеречье, 800—900 посетителей зоопарка в день.
Зоопарку обещана дополнительная территория— 200 га; с нею связывают большие надежды. Будет что-то вроде заказника.
— Хотим выпускать в природу,— говорит мой спутник секретарь райкома В. П Чернов,— пусть живут пока на, двухстах гектарах, но уже без участия человека; а потом— в дикую природу. Косули, марал, олень благородный, бизон… привезли из Рижского зоопарка зимой, прекрасно перезимовали, дали приплод. Утки, кулички, лебеди, журавли… держим под открытым небом, улетают, пасутся и возвращаются. Нам говорят: осенью все равно улетят. Пускай улетают. А кто-то вернется…



Перейти к верхней панели