ФАНТАСТИКА ПОД МИКРОСКОПОМ
Традиционно упрекая нас за то, что слишком конкретны, рассчитаны лишь на знание текстов (и, стало быть, на механическое перелистывание доступных книг) задания наших викторин, читатели довольно дружно требуют иных вопросов — творческого характера, побуждающих к обобщениям и размышлениям, к поиску не механическому, а интеллектуальному.
Идя навстречу этим пожеланиям, мы с каждой новой викториной расширяем возможности для такого— интеллектуального — поиска. И всякий раз не без грусти убеждаемся: дело все-таки не в отсутствии творческих заданий.
Вспомним, к примеру, предложение подтвердить или опровергнуть суждение о том, что «существует два типа неизвестных опасностей; неизвестная опасность, заключенная в известном явлении, и известная опасность, источник которой неизвестен. Последняя, несомненно, во много раз страшнее». Мы уже писали в прошлогоднем декабрьском номере, что из 346 участников викторины лишь 13 (!) попытались выполнить это задание. Всех прочих — «не увлекло»: показалось слишком скучным.
Однако ж посмотрите, как много можно «выжать» (при желании!) и из этого «скучного» задания… Разобраться в этом суждении оказалось довольно мудрено… Опасность и явление. Рассуждая логически, можно установить следующие возможные варианты:
1) известная опасность в известном явлении;
2) неизвестная опасность в известном явлении;
3) известная опасность в неизвестном явлении;
4) неизвестная опасность в неизвестном явлении.
Так как по определению к неизвестным опасностям относятся опасности с хотя бы одним неизвестным составляющим, то первый вариант отбросим. Остались три, два из них упомянуты в вопросе. Рассмотрим их, оставив покамест нашу нумерацию вариантов.
- Неизвестная опасность в неизвестном явлении.
Обе составляющие неизвестны, есть? только интуитивное предчувствие опасности. Примеры из НФ: «За лесом у моря» Г. Разумова, «Оборотная сторона» В. Колупаева.
В ряде произведений опасность становится более реальной, но тем не менее остается неизвестной и неизвестно откуда исходящей. Так, в «Опеке» Р. Щекли за человеком охотится трэнг, нельзя политурить. Что это такое, в чем заключается опасность, исходящая от трэнга,— неизвестно.
Этот вариант может иметь место и тогда, когда испытывается что-либо с неизвестными свойствами. Пример: изобрели антигравитатор, тот уничтожил силу притяжения между молекулами— и человек превратился в облако (С. Сандрелли. Человек-облако).
Таким образом, по крайней мере в одном пункте суждение в вопросе неправильное. Кроме двух указанных в нем, существует еще один тип неизвестной опасности.
- Неизвестная опасность в известном явлении.
Здесь можно выделить два подтипа:
а) Опасность таят в себе известные людям предметы и явления, которые проявляют неизвестные прежде свойства. Это могут быть, например, игрушечные солдатики (С. Кинг. Сражение), эмоциофильмы (Р. Сабиа. Премьера), метеорит, обращающий живое тело в металл (Ю. Цветков. 995-й святой)…
б) Опасность таят в себе имитации под известные людям предметы или явления, таковыми не являющиеся. Это, например, странные существа, похожие на куски проволоки (Д. Биленкин. «Здесь водятся проволоки»), стреляющие облака (Д. Де-Спиллер. Планета калейдоскопов), существо-хамелеон, принявшее облик прекрасной девушки (Ю. Никитин. Здесь все проще и легче).
- Известная опасность, источник которой неизвестен. Два подтипа можно выделить и здесь;
а) Опасность исходит от неизвестных существ, животных, растений (О. Ларионова. Подсадная утка; Б. Руденко. Озеро; Д. Вильямс. Хищник).
б) Известная опасность исходит от явления, аналогичного которому человек еще не встречал. Так, в «Повестке о мобилизации» С. Комацу источником опасности становится маньяк, бред которого претворяется в реальность; в «Праве на самозащиту» А. Столярова происходят отравления людей — и выясняется, что таким образом природа защищается от тех, кто приносит ей вред.
Итак, какой же тип неизвестных опасностей страшнее?
Понимание опасности, страх, с нею связанный,— все это очень субъективно. У разных людей разное отношение к опасности, в различной степени свойственен им страх, как и умение его преодолевать.
Но, на наш взгляд, существенное различие между двумя типами неизвестных опасностей, указанными в вопросе, заключается в следующем. Первый (описанный нами в пункте 2) предполагает внезапное возникновение опасности. Рассмотренные два подтипа подтверждают это. Никакого страха перед опасностью человек не испытывает, ведь все, что его окружает, по его мнению, знакомо, а значит, известно все то, что можно ожидать от этих предметов и явлений. И когда они порождают неожиданную (неизвестную) опасность, человек испытывает страх, действие которого однократно. Ведь в дальнейшем, приобретя опыт, человек постарается избежать опасности.
Второй тип неизвестных опасностей (он рассмотрен нами в пункте 3) предполагает длительное воздействие на человека, психологическое давление страха перед опасностью.
Так что чисто психологически по длительности воздействия страха второй тип страшнее. Но намного ли — это уже весьма субъективно. Общеизвестно что страшна не столько сама боль, сколько ее ожидание. По аналогии можно представить первый тип — болью, а второй — ее ожиданием.
Сделаем следующие выводы. Суждение, заключенное в цитате из рассказа Д. Вильямса «Хищник», можно опровергнуть в том, что оно указываетлишь два вида неизвестных опасностей. И, несомненно, можно подтвердить в том, что второй тип названных в нем опасностей страшнее первого.