Мы не ожидали, что на публикацию «Баталии, которых не было в Италии» (№ 4, 1988 г.) придет такая обильная почта. Оказывается, множество людей самых разных возрастов и профессий увлекается игрой в солдатики!
Впрочем, судите по письмам.
«На последней странице вашего журнала я увидела таких красочных, ярких солдатиков, что повеяло чем-то родным. Когда-то мой отец увлекался игрой в солдатики, он отливал их сам. Увлечение передалось моему брату и мне. Брат погиб на войне. От семейного увлечения осталось лишь несколько формочек; когда подросло третье поколение, я научила своих племянников отливать из олова солдатиков. Племянникам уже за тридцать. У младшего, Александра, отлита вся наполеоновская армия. К сожалению, у него нет таких друзей, и хотя Свердловск далеко от Москвы, может быть, люди с одинаковым увлечением окажутся полезными друг другу? М Милашевич, Москва». .
«Андрей Абол жаловался на скудость сведений по обмундированию армий. Возможно, ему пригодится следующее. В 1987 году, в Ленинграде, в Музее артиллерии и инженерных войск, что около Петропавловской крепости, выставлялась экспозиция к 175-летию войны 1812 года, и было там десятка два-три планшетов с изображениями униформы. Я так понял, что люди, дававшие на выставке консультации, профессионально занимаются этой областью истории. Можно попытаться найти устроителей выставки через Артиллерийский музей. С. Суслин, Магнитогорск».
«Вам пишет ученик пятого класса. Дело в том, что я со своими друзьями тоже хотел сделать послушных, верных солдат. Но они выходят по стойке смирно или марширующие. С ними невозможно играть… К. Хафизуллин, Минск».
«…Как солдатики у Андрея Абола получаются такие «живучие»? У меня через две-три игры хоть выбрасывай… Мне 9 лет. Пришлите мне несколько европейских войск. А. Козьмин, Артемовский район Свердловской области».
«Впервые обращаюсь в печатный орган. Понимаете, ваша публикация про солдатиков — это то, о чем я мечтал уже лет десять! Не было поддержки, не было однодумцев. Хочу участвовать в этой интереснейшей игре. И. Попель, геолог, 28 лет, г. Жданов».
«Ваш журнал доставил мне приятную неожиданность: у нас есть единомышленники, можно сказать, братья по оружию! Как бы наладить обмен материалами по истории мундира? А. Токмаков, Красноярск».
«Я восхищен коллекцией Андрея Абола! У меня самого 1032 солдата, включая авиацию, артиллерию, танки (165 штук). Ракетные установки, конница, пехота… Неплохо бы обменяться опытом. Е. Сухоруков, г. Сим Челябинской области».
«Собираю униформу всех времен и народов — бьюсь, как рыба об лед, в одиночку. Правильно говорит Андрей: литературы мало, иллюстрированного материала и того меньше. Печатают «знатоков» неохотно, считают — ерунда все это… А «дяди» из Министерства обороны СССР целый музей с униформой «зажали» и никого не пускают! Хорошо хоть корреспонденты «Известий» (№ 6, 01.87) и «Военных знаний» (№ 5, 1987) прорвались и просветили, что есть в Союзе такой музей — это остатки Интендантского музея, образованного в 1868 году в Петербурге,— но ведь без права посещения!.. Платье Екатерины и мундир Павла можно увидеть в Историческом музее; а мундир русского солдата — к чему его народу показывать? Вот и приходится искать контакты среди любителей. Не откажите в знакомстве с Андреем Аболом. Б. Кинев, г. Ачинск». .
«С интересом прочитал про «Баталии…» Нашел коллегу по увлечению и хотел бы обменяться с ним опытом по созданию пластилиновых миниатюр. К- Баев, инженер, 26 лет, Свердловск».
Адрес «зачинщика» игры А. Абола нас просили сообщить: В. Ващенко (Днепропетровск), В. Рубинов (г. Сарань Карагандинской обл.), В. Попов (Комсомольск-на-Амуре), А. Борисенко (пос. Горки Московской обл.), С Леонидов (Воркута), В. Левашов (Алма-Ата), В. Лахтионов (Александровск-Сахалинский), М. Моишеев (г. Химки), П. Ершов (г. Старый Оскол), А. Бондарь (Усть-Янский р-н Якутской АССР), М. Сальников (Москва), В. Петрович (Днепродзержинск), В. Тупикин (Владивосток) и многие другие.
Адрес Андрея Абола выслан всем. Но одному человеку не под силу вести такую переписку. В письмах высказывается пожелание создать такое общество — «Братья по оружию».
Должны сказать, что такие общества уже есть. В Москве, при ВООПИК, есть «военно-историческая комиссия»— клуб «ВИК». В Ленинграде существуют клуб Преображенского полка и «Бонапартистский клуб» и общество любителей истории при Доме ученых. Есть такие клубы в Ростове-на-Дону, Краснодаре.
В Свердловске, при обществе охраны памятников истории и культуры тоже создается клуб «братьев по оружию». Пришедшие в нашу редакцию 88 писем с адресами знатоков, любителей и коллекционеров мы передадим этому клубу. Адрес его пока такой: 620219, Свердловск, ул. Первомайская, 24 в, общество охраны памятников истории и культуры.
«Мне 28 лет, инженер-конструктор, кораблестроитель. Мой друг Павел — тоже инженер, корабел. В отличие от Андрея Абола мы выбрали другое место и другое время— первая треть XVII века, Карибское море. Мой друг предводительствует могучим флотом злых английских пиратов, я довольствуюсь ролью генерал-губернатора голландской колонии. К сожалению, мы не можем устраивать сражения чаще раза в год (Павел живет в 120 километрах от Петрозаводска, там, на берегах тихого озера, и «селятся мои голландцы»). Армия у нас тоже поменьше— до 300 человек с обеих сторон. Но зато мы играем на природе и с привлечением флота и артиллерии: строим береговые батареи, гавань с причалами и складами.
Мы поняли, что ваши воины выполнены в масштабе 1 : 30. Увы, не можем позволить себе такой роскоши: флот и береговые сооружения непомерно выросли бы. Поэтому используем масштаб 1 : 100, хотя и приходится жертвовать некоторыми подробностями. У нас со временем выработалась довольно четкая система, так что хотелось бы сравнить с вашими правилами. Кавалерия легкая, тяжелая, линейная пехота, егеря — это мы знаем; а вот «полхода», «ход» — хотелось бы с этим разобраться детальнее. А. Топориков, Ленинград».
«Моделирую военную форму и технику конца XIX века по настоящее время. Леплю из пластилина, с применением картонных, фанерных, пластмассовых каркасов. Но сражения не устраивал. Прочитав вашу заметку, решил расширить сферу деятельности. Прошу вас, хотя бы вкратце, дать правила игры. Мне 18 лет, учусь в Московском историко-архивном институте. Г. Малютин».
«Мы делаем пластилиновых солдат, но без амуниции и знаков различия. Правила нашей игры таковы: играем до двух «ранений» или одного попадания; ход производится тогда, когда наступает очередь выстрела. А каковы ваши правила? С. Казаков, г. Россошь».
«У нас давно существует такая игра, но с нарисованными солдатиками. Раньше играли всем двором, но с правилами туго, а ребята не хотят играть без правил,— игра из-за этого рушится. Поделитесь с нами!.. Г. Галенков, г. Дзержинск».
«Я уже пробовал придумать правила сам — не получилось. Расскажите, как вы играете, а то мои солдатики лежат без дела. А. Николаев, Новосибирск».
О правилах игры просят рассказать М. Голуб (г. Красноводск Туркменской ССР), Л. Варюхин (Северодвинск), И. Великжанин (Новосибирск), А. Холмиков (Череповец), К. Гоман (Караганда), В Звонков (Братск), Д. Зыкин (Нововятск), С. Темных- (Катав-Ивановск), С. Подкопаев (с. Урлопово Алтайского края), А. Вавилов (Усть-Каменогорск), Артем Рогов и его девять товарищей из Перми, братья Е. и С. Васильковы из села Коршуновка Омской области и другие читатели.
Мы попросили А. Абола дать самую основу правил (понятно, что каждый может вносить изменения — у Андрея они годами менялись и совершенствовались).
Каждая из воюющих сторон имеет право на комбинацию из 10 ходов. Комбинации выполняются по очереди. Первым ходит наступающий. При встречном сражении очередность устанавливается жеребьевкой. Что можно за один ход? 1 — передвинуть полк пехоты (20 солдат). 2 — передвинуть полк кавалерии (10 солдат). 3 — передвинуть 4 орудия. 4 — спешить или посадить на коней полк кавалерии. 5 — произвести выстрел из орудия. 6 — произвести выстрелы 10 солдатам.
Выстрел из орудия производится маленькой механической пушкой. От огнестрельного орудия отказались еще лет десять назад, чтобы не портить фигурки.
Передвижение — по специальным кубикам (их всего три, на разные случаи жизни): пехота шагом или бегом, кавалерия шагом, рысью и галопом, пехота или кавалерия вплавь и т. д. Единица измерения шага — 4 см. Величина фигурок 9 ±0,5 см.
Система действия различных родов войск: легкая пехота имеет неограниченное количество выстрелов, тяжелая— только два, но пользуется преимуществом в рукопашном бою (тяжелый пехотинец за одну комбинацию может сбить трех легких, а легкий — только одного тяжелого и т. д.). Оговариваются действия солдат в конном и пешем строю. Система коэффициентов при поражении из ружей: солдаты в укрытии — 7з, солдаты за лошадьми — У2, кирасиры — 2/3 и т. д. А помимо этого еще много-много всяческих деталей. Оговорены переправы, передвижения армий, скрытые маневры, тыловые ходы, действия офицеров, взятие в плен, захват орудий и пр.
«Я инженер-радиотехник, но интересуюсь военной историей. Лепил разное: римские легионы, фаланги Александра Македонского, армию Спартака, крестоносцев, русские дружины, шляхту… Многие детали вылавливал из обрывков фраз в литературе, из литогравюр и кинофильмов. У меня убедительная просьба: дать эскизы гренадера прусского линейного полка, саксонского гренадера, солдата баварской пехоты и еще что-нибудь по своему вкусу. А. Пешков, Новосибирск».
«Больше семи лет увлекаюсь пластилиновой миниатюрой. Мои интересы ограничиваются русской и французской армиями 1812—1814 годов. Мне очень помог набор открыток «Русская армия 1812 года». Но другие армии создавать трудно — негде получить представление о вооружении и обмундировании. А. Чигорин-Даценко, Москва».
Во многих письмах читатели обращаются с просьбой рассказать о деталях отделки мундиров, снаряжения и т. д. Дать подробно такое описание нет возможности, но по просьбе читателей мы сделали новые слайды, которые дадут представление об обмундировании и экипировке разных родов войск.
К сведению читателей: в издательстве «Художник РСФСР» вышел альбом «Русский военный костюм XVIII — нач. XX вв.» Автор — В. М. Глинка.
«Занимаюсь военной историей и также коллекционирую солдатиков различных времен и стран. Давно ищу адреса коллекционеров, в какие только журналы не обращался. Ваш журнал помог мне обнаружить одного из них. И. Мишуров, Невинномысск».
«Всю свою сознательную жизнь, с детства занимаюсь пластилином. Леплю на военную тематику, очень интересуюсь военной историей. Но все делаю один. У Андрея есть единомышленники, я завидую ему. А. Дикарев, Таллин».
«Уже много лет мечтаю встретить человека с близким мне увлечением. Моя жена говорит: «Ты один такой…» Оказалось, нет! В. Маслаков, г. Талица Свердловской области».
«Мы с пацанами тоже делаем солдатиков, но они очень примитивны — из хчластилина и спичек. Хотим научиться их делать по-настоящему. А. Иванов, Чебоксары».
«В нашей семье все увлекаются лепкой. Отец любил строить пластилиновые замки и города. Я учусь в седьмом классе. Моя армия пока не может сравниться с армией Андрея Абола, в ней всего 157 солдат и офицеров русской, прусской, итальянской и австрийской армий. Литературы о солдатах других государств найти не мог. Надо мной или смеются, или восхищаются, но никто не хочет помогать. А это так трудно — увлекаться чем-нибудь в одиночку. А. Побережный, г. Южноуральск».
«Хобби это действительно редкостное. Сужу как знаток, поскольку сам увлекаюсь солдатиками уже более 20 лет, и ни разу не встречал человека с таким же увлечением — даже не слыхал о таких. Известно много коллекционеров солдатиков, военной униформы и атрибутики. Но чтобы игрушечные армии сражались! — такой пример до сегодняшнего дня я мог бы привести только из своей прошлой практики… Обретя, наконец, родственные души в липе Андрея Абола и его друзей, готов помочь им интересующей их литературой (Москва с ее книжным богатством от меня в получасе езды). И, как знать, не послужит ли установление связи между нами- началом становления международного клуба игры в солдатики? А. Залевский, г. Железнодорожный Московской области».
Нам тоже кажется, что создание общества любителей игрушечных солдатиков было бы хорошим симптомом в эпоху разоружения. Лучше играть, чем воевать… Почта нашего журнала показала, что есть все основания для организации, по крайней мере, всесоюзного клуба «братьев по оружию» — не в интересах милитаризма, а как раз против него, в интересах нашей истории и культуры.