Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В программу Второй международной конференции по проблемам Русской Америки, проходившей в городе Ситка (штат Аляска, США), был включен доклад об археологических раскопках на Курильских островах.
…Город выбран не случайно. Ситка — бывший Новоархангельск на острове Баранова — административный и культурный центр Русской Америки, резиденция правителей и епископа православной церкви.
Но что же такое — Русская Америка? В 1799 году по инициативе известного купца Г. И. Шелехова, правда, уже после его смерти, была создана Российско-Американская компания. Льготы и привилегии позволили ей развернуть бурную деятельность на русском Дальнем Востоке и северо-западе Америки, освоить и изучить эти территории. Просуществовав до 1868 года, компания была расформирована, и русские владения в Америке царским правительством были проданы Соединенным Штатам.
Ситка — небольшой городок с населением примерно 12000 человек, с экономикой, ориентированной на эксплуатацию темы Российско-Американской компании. Трансконтинентальные лайнеры, белоснежные теплоходы, катера, яхты, гидросамолеты ежедневно доставляют в Ситку огромное количество туристов, охотников, рыбаков. В городе два прекрасных музея и два музея под открытым небом: один отражает культуру аборигенов Аляски — алеутов и индейцев-тлинкитов, во втором собраны исторические памятники русской колонизации.
Объектом экскурсий являются кладбища — православное, алеутское и индейское. Туристам показывают место гибели русского корабля «Нева» и территорию Озерского редута. Картину достопримечательностей довершает универсальный магазин, который так и называется: «Русско-Американская компания». Его владельцы, супруги Макдональд, специализируются на продаже русских сувениров и весьма преуспевают в этом.
На конференцию съехались представители многих стран — около трехсот участников. Нашу страну мне довелось представлять в единственном числе, о чем, кстати, не без ехидства было отмечено в местной прессе.
Вот уже десять лет работают советские археологи на Курильских островах, исследуя Курилороссию — первые русские поселения XVIII— XIX веков. Приоритет в заселении Курил принадлежит России. Влияние русской культуры на аборигенов было определяющим — эти идеи прозвучали и в докладах доктора М. Крауса (США) и Т. Мормание (Франция). Впервые была сформулирована идея о тождественности понятий «Русская Америка» и «Курилороссия»: процесс освоения русскими людьми северо-западной Америки и Курильских островов происходил синхронно.
Работая на Курилах, мы обнаруживаем в культурных слоях поселений 40—50 гг. прошлого века много «импортной» посуды, утвари, оружия, одежды. Именно в те годы Российско-Американская компания установила тесные связи с компанией Гудзонова залива (Канада). Знать мы это знали, но вот классифицировать вещи не могли — не были знакомы с изделиями, скажем, английских фарфоровых заводов. Аналогичные трудности испытывали американские археологи, встречая при раскопках старых поселений незнакомый им русский фаянс. В Ситке мы обменялись опубликованными определителями по фаянсу русского и английского производства.
Сахалинский областной краеведческий музей — единственный, где ведутся стационарные исследования по этой теме, и располагает он единственной в стране и одной из самых больших в мире коллекцией памятников археологии, характеризующих материальную и духовную культуру русских первопроходцев,  осваивающих острова северной части Тихого океана.
Американская сторона неоднократно высказывала пожелание об организации совместных раскопок на острове Уруп и на Аляске, об обмене передвижными выставками коллекций по русским поселениям. Советские историки и археологи к такому сотрудничеству готовы.
Но вернемся в Ситку… Среди многочисленных встреч с американскими коллегами особенное впечатление оставило знакомство с русскими эмигрантами. Все они, покинувшие родную землю 50—60 лет назад, сохранили горячую любовь к Родине и остались верными хранителями русских традиций.
Николаю Рокитянскому уже под семьдесят. Он живет в Калифорнии, преподает в университете и все остальное время тратит на исследование и музеефикацию русского форта Росс.
Виктор Петров живет в Вашингтоне. Он написал и опубликовал на русском языке двенадцать книг, восемь из них посвящены Русской Америке и очень популярны в эмигрантской среде.
Между прочим, есть у него книга, посвященная одному из организаторов Российско-Американской компании Николаю Резанову — выдающейся фигуре в русской истории, чье имя широкой публике знакомо хотя бы по рок-опере «Юнона» и «Авось».
Этнограф Сергей Кан и археолог Алексей Долицкий преподают русский язык, историю, читают спецкурсы по археологии и этнографии СССР.
Без таких энтузиастов, наверно, давно бы заглохло изучение Русской Америки. Все они доброжелательны и с большим интересом относятся к нашей стране.

ВТОРОЙ ПРЕЗИДЕНТ
Юрий ТЕНИН
Окружной Дворец пионеров в Анадыре — тот самый, который строился в семидесятые годы на средства «Операции «Чукотка»,— находится на улице Отке.
Судьба этого человека и необыкновенна, и типична для истории нашей страны. Он родился в Уэлене — наверное, на самой далекой и самой отсталой окраине России — и стал… председателем Чукотского окрисполкома. На этом посту Отке сменил Тевлянто— первого «президента» Чукотки, так что Отке, следовательно,— второй.
Однажды, в 1952 году, когда Отке находился в Москве, в гостиницу к нему пришел корреспондент «Нью-Йорк тайме». Журналист уж очень подчеркивал, что от Чукотки  ближе до Вашингтона, чем до Москвы, а Аляска совсем рядом…
«Видите ли, господин корреспондент,— ответил Отке,— от Чукотки до Москвы пятнадцать тысяч километров, а до Вашингтона, конечно, гораздо меньше. Но настроения и чувства людей соответствуют больше тем, кто живут в Москве. И в этом смысле между Москвой и Чукоткой вообще нет расстояний».
Рассказывают, что когда для окрисполкома выделили легковую машину — она была единственной тогда «легковушкой» в Анадыре,— первое, что сделал Отке, посадил в «Победу» сколько уместилось ребятни и катал по улицам. Потом он катал и старушек; они в торжественном молчании совершали свое путешествие, а председатель исполкома, прихрамывая, шел пешочком и улыбался.
Он всегда улыбался…

СЭВЭН ИЗ ГОРОДИЩА ЧЖУРМЖЕНЕЙ
Евгений АПНОВ
По соседству с нанайским селом Джари экспедиция под руководством доктора исторических наук Виталия Егоровича Медведева нашла один из древних городов государства Цзинь — «Золотой империи» загадочных чжурчженей.
Около 900 лет назад чжурчжени создали огромное государство, не знавшее себе равных. Все граждане были равны перед законом, и законы строго обязательны для всех. Земля принадлежала государству и отводилась для обработки на обговоренный срок за определенную плату. В специальных школах они готовили кадры управления…
Многочисленные памятники чжурчженей на территории Дальнего Востока археологи находят давно.
Академик Алексей Окладников в свое время начал раскопки большого поселения на острове Сучу на Амуре, он же написал увлекательные монографии об открытиях возле села Кондон, где, кстати, найдена так называемая «амурская Нефертити» — женская скульптурная головка из глины с типично нанайскими чертами лица.
Но город, или, как его называют, городище, расположенный далеко севернее прежних подобных памятников археологии, найден впервые.
Город-городище стоял на вершине крутого скалистого утеса, с него открывался обзор на много километров вокруг. Сохранились остатки насыпных стен, с двух сторон доступ к городу преграждают глубокие овраги — очевидно, бывшие рвы. Но самое интересное: у края городища обнаружилось жилище. Долго ломали голову археологи, что бы это могло быть: размеры — почти сто квадратных метров… Чжурчжени строили наземные сооружения, а это углублено почти на метр в землю.
У входа, у самого «порога», из слоя глины археологи вынули скульптурку — бронзового человечка, удивительно напоминающего нанайских сэвэнов — мифических духов-покровителей, которых ставили у входа в дом для охраны от злых духов. Ценность этой находки в том, что в культурном слое чжурчженей найден прообраз именно нанайских сэвэнов — это новое подтверждение преемственности культур. Ради одной такой находки, пожалуй, стоило копать все жилище…
У границ защитного вала найдены две «братские» могилы — еще одна неожиданность. Как это объяснить? Обычно чжурчжени хоронили своих земляков с ритуальными почестями за пределами поселений…
— Мы полагаем, что город чжурчженей был осажден и защищался до последнего воина,— предполагает Виталий Медведев.— Нападавшие (почти наверняка это монгольские отряды, они перед походом на Русь разгромили своего опасного соседа «Золотую империю») уничтожили все население и разрушили город…
Раскопана пока только малая часть. Наступит новый полевой сезон, и археологи продолжат работу.

ТАЛАНТ ХОЗЯИНА
Владимир ВОРОНКОВ
Залив Измены. Село Головино. Оба эти названия связаны с именем русского мореплавателя В. М. Головина, плененного с помощью хитрости как раз на этом месте. Ныне же сей уголок земли русской почти на самой оконечности Кунашира в большей мере известен благодаря анфельции — основному сырью для получения агара.
Михаил Алексеевич Хохлов — известный всему острову изобретатель, начальник участка по добыче анфельции. По его предложению смонтировали на плашкоуте целый добывающий комбайн. И хотя неказист он и сделан «из ничего», а производительность увеличил в пять раз!
— Кабы наш участок производил агар на месте,— мечтает Хохлов.— Разве по-хозяйски возить анфельцию с Курил на Сахалин?!
Однажды добытчики зацепили комбайном якорь — тонны на три, кованый старинный, похож на тот, что обрубили на фрегате «Диана», когда японцы пленили Головина. Тот, не тот пусть ученые разбираются. А сельчане решили соорудить постамент и поставить на нем редкую находку.



Перейти к верхней панели