Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Рыбаки-промысловики говорят: появилась калуга — вся другая рыба в панике прячется… Но, наводя страх на подводный мир, царь-рыба практически не имеет защиты от человека и сама стала жертвой его алчности.
Ихтиологи начали проводить паспортизацию калуги, брать на учет каждую особь. Когда-нибудь станет возможным ее переселение в другие водоемы страны. Но сегодня калуга водится только в Амуре.
Оморочка пересекла русло Амура и пошла вдоль длинной песчаной косы. Вот тут-то и случилось… Справа, там, где глубина, из воды свечой вырвался огромный черный столб. Он рос на глазах, и вода с него текла водопадами, гул стоял, будто смерч налетел. Молодой рыбак в ужасе закричал. Старший инстинктивно взмахами весла резко повернул лодку навстречу возникшей волне. И вовремя: волна подняла и бросила оморочку вниз. А следом шла вторая, и старший опять направил нос оморочки навстречу… Когда они взлетели на гребень — увидели, что огромное существо вырвалось из Амура, на мгновение задержалось в воздухе и рухнуло обратно… Старший успел увидеть скользнувшую тень. Эта тень, как он понял, была раза в  два длиннее, чем их лодка,— пять-шесть метров. Спина чудища — около метра по ширине…
— Калуга…— переводя дух, сказал старший.
Калуги громадных размеров водятся в Амуре. Нанайцы из поколения в поколение передают случай, кто, когда и где видел гигантскую рыбу.
Что же это за чудо такое — рыба калуга? Семейство осетровых рыб в популяризации не нуждается. И в прошлом веке, и сейчас цены на них в несколько раз выше самой дорогой говядины или телятины. Черная икра, паюсная икра, очевидно, будет продаваться на вес золота. Из осетровых готовят так называемую «царскую» уху. Засоленная по специальным рецептам осетрина — непревзойденный деликатес.
Калуга относится к семейству осетровых, но выделена в особый род — белуг. Только два представителя этого рода известны в водоемах Советского Союза: белуга, которая обитает в Каспийском, Азовском и Черном морях, и калуга — водится только в реке Амуре и в Амурском лимане, в том широком месте, достигающем 15 километров в ширину, где Амур впадает в Татарский пролив. Местные жители называют ее «царицей» или амурским тигром.
…Я работал в Хабаровске, в редакции молодежной газеты. Однажды осенью с очередной почтой пришло письмо из Николаевска-на-Амуре, без подписи, без обратного адреса. В письме говорилось, что местный житель, пенсионер, тоже не указывалась фамилия, поймал в лимане калугу весом в 970 килограммов, взял из нее бочонок черной икры.
В редакции вспыхнул спор: печатать или не печатать эту информацию, ибо многие сомневались — в состоянии ли один человек победить такую рыбину? Приводился очень убедительный аргумент: в повести Хемингуэя «Старик и море» меч-рыба была примерно 500 килограммов, то есть вдвое меньше. Но она почти три дня таскала лодку старика по океану. Как же могла сдаться почти тонная рыбина?
Редактор подвел черту под всеми нашими диспутами, он просто-напросто вычеркнул заметку, которую мы все-таки поставили в номер, и естественно, работники типографии сняли ее. Оказалось, редактор позвонил в «Амур-рыбвод», а там сказали, что уже 17 лет действует запрет на вылов калуги. Ловить разрешается только ученым, и только для научных целей, и то под наблюдением рыбинспектора. Отсюда следовало, что рыбака нужно судить за браконьерство. Стало понятно, почему автор заметки «забыл» указать фамилии.
Только спустя шесть лет я приехал в Николаевск-на-Амуре. Не помню уж, по какому поводу оказался на рыбозаводе в поселке Чныррах. Но я вспомнил об этом старом письме и спросил: могло случиться такое?
— Было,— уверенно ответил старший мастер.— Я точно знаю, что было! Об этом случае говорили много. Рыбу старик тогда сдал государству, выпускать в реку назад нельзя было — поранилась сильно калуга.
— А как же это произошло? — спросил я.— Как изловчился старый человек одолеть такую громадную рыбу?
И мне рассказали. Старый рыбак ставил сети в два ряда. Он ловил кету. И в первую сеть угодила какая-то крупная рыба. Она смяла сеть, потащила ее, угодила в другую и запуталась в ней. Когда она всплыла, старик подумал, что зашел в реку кит, такое изредка случается. Но, приглядевшись, понял: гигантская калуга.
Запутавшись в сети, она почему-то смирилась со своим положением, а человек, он был в лодке, поспешил на берег за подмогой… Приплыли рыбаки в моторных лодках и стали подтягивать сети к отмели. Но, почувствовав то ли боль, то ли опасность, рыба начала бить хвостом. Одну из лодок перевернула, а другие обрубили канаты и благоразумно отошли подальше. Когда рыба выбилась из сил, старик опять буксиром тихонько потащил ее к берегу…
Но та калуга вовсе не рекордсменка, видели экземпляры и поболе. 1270 килограммов — такая рыба официально зарегистрирована в документах.
На одной из пограничных застав моряки с патрульного катера несли дежурство возле большого острова. Вдруг вахтенный закричал: «Справа по борту всплывает подводная лодка!».
Боевую тревогу, как вспоминали пограничники, не сыграли; были среди них опытные люди, и они мгновенно и правильно оценили ситуацию. Не подлодка это — большая калуга… Видимо, остатки пищи привлекли за бортом стайку рыб, а за ними и хищницу, которая увлеклась охотой и слишком приблизилась к катеру. Удар винта рассек ей голову… Очевидцы утверждают, что та рыбина была длиной в шесть метров с лишком, а весила она более тонны. Но шестиметровая рыба потянет не тонну, а несколько поболее…
Свидетельства не вызывают сомнения. Другое дело: такие гиганты не каждый день предстают пред людские очи…
Рыбаки-промысловики говорят: появилась калуга, вся другая рыба в панике стремится ускользнуть или прячется. Но спрятаться или убежать от калуги практически невозможно. Увидев добычу, она торпедой бросается вперед. Скорость ее огромная, стремительная, а сила сказочная. Уверяют, что страшной силой своих вибрирующих мышц она может расклепать алюминиевые швы речного катера. Удары хвоста похожи на удары кувалды. В огромную пасть калуги поместится тюлень.
В реке калуга ведет себя хозяйкой, бояться здесь ей некого и нечего. Потому она иногда демонстрирует свое присутствие: любит всплывать к поверхности, иногда, особенно накануне нереста, выпрыгивает из воды, устраивая своеобразные танцы.



Перейти к верхней панели