И серьёзное и курьёзное
Телекамера на ретрансляторе
В Талицком лесхозе, что в Свердловской области, телевидение применяется для обнаружения лесных пожаров. Телевизионная камера установлена на мачте отслужившего свой век ретранслятора, на высоте более пятидесяти метров. Телеглаз держит под контролем лесопарковую зону города Талицы в радиусе до десяти километров и своевременно сообщает пожарно-технической службе о возникшем очаге огня. В жаркое и сухое лето 1987 года телесторож оказал людям неоценимую помощь.
М. РАФИКОВ
Почему журавли в «клине» не сталкиваются
Как летящим большими стаями птицам удается одновременно и молниеносно изменять направление полета? Маневры в воздухе, выполняемые синхронно за пять миллионных долей секунды, известны, например, у стай скворцов. На какие сигналы реагируют при этом птицы в стае? Акустические сигналы, подсчитали ученые, потребовали бы гораздо большего промежутка времени. Об оптических сигналах также не может быть речи, так как вожака стаи то и дело заслоняют другие птицы.
В последнее время биофизики склоняются к убеждению, что согласование маневров в воздухе делают возможным электромагнитные волны. Электромагнитные сигналы, распространяющиеся со скоростью света, способны достичь всех птиц в стае практически одновременно. Такие электромагнитные поля у летающих птиц действительно были обнаружены учеными из университета в западногерманском городе Саарбрюккен экспериментально. Они возникают благодаря электростатическому заряду поверхности тела птицы во время полета и известны также у насекомых, прежде всего у пчел.
П. МИХАЙЛОВ
Взятие снежного городка
В домашнем архиве коренных сибиряков Баландиных я нашел воспоминания, которые можно назвать письменным дополнением к известной картине великого русского художника В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Праздники проводов зимы, о которых идет речь, проходили в восьмидесятых годах прошлого века в селе Новоселово Красноярского края.
«…Наступала масленица. Отдавая последнюю дань зиме, катались на тройках в кошевах, убранных коврами, и все наше, детей, внимание поглощал «городок» — чтобы обязательно доехать и посмотреть на него. Это за селом крестьяне возводили из снега в виде башен порядочные величиною сооружения, обливали их водою, а утренний мороз скреплял: получались как бы хрустальные постройки. Приходили к состоятельному человеку и продавали «городок». В последний день масленицы, в воскресенье, в заранее назначенный час дня, пока еще совершенно светло, все катающиеся съезжались к «городку»; почти все жители села, а часто и окрестных деревень, стекались сюда же. Если папа покупал «городок», взятие его не могло начаться, пока не подъезжала наша тройка и для нас не отводилось самое близкое, удобное место.
Несколько храбрых парней верхом на лошадях мчались с известного расстояния с гиком, гаком, с хворостиною в руках прямо на «городок». Не так легко было сокрушить красивые, крепкие башенки: то лошади шарахнутся в сторону, то конь упадет под всадником, то сам всадник не усидит на коне, то раскровенит себе лицо разрушающимся льдом…
За кем останется победа, тому кричат «ура» и чествуют как победителя. И долго не исчезает интерес к «городку», и долго потом возвращаются в разговорах к моменту взятия его…»
И. ЛАЛЕТИН