Итак, господский дом на Тагильской… Тогда, в 1983-м, он являл печальную картину. Грязные исцарапанные стены, свисающие куски штукатурки, карниз, готовый обрушиться, разваленные печи, лестница с выбитыми наполовину балясинами перил. Не верится, что в этих стенах некогда жила сказочная красавица Аврора Карловна Шерпваль-Демидова, портрет которой кисти Брюллова выставлен в Нижнетагильском краеведческом музее. Одно утешало: освобожденный от жильцов дом круглосуточно охранялся, терпеливо ожидая полной реставрации. Здание взял под опеку Нижнетагильский металлургический комбинат. Дождь уже в который раз сгоняет нас с измерительного профиля, обозначенного линией колышков. И все-таки мы улучаем момент — измеряем электросопротивление грунта на разных глубинах.
Почти весь профиль был уже пройден, когда в колонке цифр появились сбои, предвещая аномалию. Но движение но профилю остановилось — перед нами возвышалась шлакоблочная стена большого гаража. Тщательно обследуя участок, обнаружили небольшой провал грунта. В провале зияла темная дыра — пролом в кирпичном своде.
А теперь заглянем в отчет экспедиции «Терра-80». Вот что выяснилось.
Под господским домом есть обширные подвалы, разделенные на две половины и имеющие ныне каждая отдельный вход. Но обмеры подвала приводили к мысли, что в нем есть еще одно, наглухо отгороженное от других помещение. В цоколе внешней стены здания, обращенной во внутренний двор, обнаружилась чуть заметная дуга сводчатого светового колодца. Именно там, где предполагалось замурованное помещение. А было ли оно замурованным? Не строилось ли сразу так, чтобы выход был только один — через люк наверх, в апартаменты хозяев?
В жилых помещениях первого этажа следов люка не нашли да это и объяснимо— ведь полы итого раз перестилались, в люк могли замуровать. Но таинственное помещение удивительным образом привязывалось к другим скрытым сооружениям господского дома, обнаруженным в разное время.
Находки всегда неожиданны. Вдруг образовалась яма в глубине двора, когда расчищали площадку для гаража. В провал полезли мальчишки, дети коммунальных жильцов господского дома. Они попали в помещение, выложенное кирпичом, с массивным кирпичным же сводом. Из помещения выходил коридор, закрытый железной дверью. Дверь поддалась, когда на нее налегли всей мальчишеской компанией. Открылся вход в еще одно сводчатое подземелье. Стало страшновато, но, подбадривая друг друга, ребята обследовали и его — помещение было пустым. В одной из стен обнаружили еще железную дверь. И ее удалось открыть. Узкий проход опять привел в помещение, уже третье по счету. Все было, как в сказке об Аладдине и волшебной лампе, отсутствовали лишь сказочные сокровища. В третьем отсеке тоже нашлась запертая дверь. Но ее открыть не удалось — железные шарниры прикипели ржавчиной, тяжелый засов напрочь спаялся с накладкой. Нужны были инструменты. И ребята наверняка бы вернулись к этой двери, но взрослые жильцы господского дома решили немедленно засыпать провал. Подземный лабиринт демидовского времени снова оказался недоступным.