Заметки с выставки НТТМ-87
В одиннадцатый раз нынче проводилась на ВДНХ СССР Всесоюзная выставка работ молодых новаторов. Эта, открывшаяся в канун XX съезда ВЛКСМ, была отлична от своих предшественниц не только размахом, масштабом, числом участников, но и самим характером представленных разработок. Впервые экспозиция молодых новаторов называлась выставкой-ярмаркой. Впервые главная цель ее — не только представить творчество молодых, но и способствовать скорейшему внедрению новинок, привлечь к ним внимание заинтересованных ведомств, предприятий, организаций. Впервые в программу выставки включили проведение технических аукционов с участием специалистов, ученых, экспертов Госкомизобретений.
Итак, пять тысяч разработок, созданных руками двадцати тысяч молодых новаторов, международный компьютерный клуб, автодром, видеотека и еще много-много всего из настоящего и будущего. Это и есть Центральная выставка-ярмарка НТТМ-87.
Сначала о технической экзотике. Вот «раскрабил» свои механические щупальца подводный робот «ФРЭД» — детище молодых ученых и конструкторов МВТУ имени Н. Э. Баумана. «ФРЭД» оснащен современными аппаратами для подводных кино- и фотосъемок, телевизионными камерами, может наблюдать за работой подводных объектов, брать образцы геологических пород. Но главное его назначение — осмотр и ремонт подводных конструкций и трубопроводов.
Представьте: под водой проложен нефтепровод для перекачивания на суше нефти, добываемой в районе шельфа. Год-другой нефтепровод работал нормально, и вдруг ЧП — на одном из его участков образовалась трещина. Но где именно? И сам-то трубопровод, занесенный песком и илом, отыскать непросто. В путь отправляется работяга «ФРЭД». Оснащенный металлоискателем и детектором на нефть, он движется вдоль коммуникации и точно определяет место утечки, а механическая рука под контролем телекамер накладывает на поврежденный участок заплатку. Незаменим «ФРЭД» и для ведения ремонтных работ в активной зоне ядерного реактора, где человеку находиться опасно. Или на пожаре.
Прошлым летом подводный робот отлично проявил свои качества на шельфе Балтийского моря. Но… Пока эта работа бауманцев мало интересует промышленных заказчиков. Между тем японские специалисты, по сообщению ТАСС, недавно продемонстрировали всему миру подводного робота-бурильщика с дистанционным управлением, который был задействован на сооружении крупного моста между островами Хонсю и Сикоку.
Обидно, но опять мы отстаем. И не в конструкторском или техническом мышлении — в организационных вопросах. В проявлении деловых качеств. Семь лет понадобилось москвичам для того, чтобы усовершенствовать, качественно улучшить прежнюю модель. Какой срок отведен новой для того, чтобы она прошла главный отрезок пути — от разработки до внедрения?
В этом смысле Министерство автомобильной промышленности СССР, похоже, делает крутой поворот в своей деятельности, все чаще и заинтересованнее обращаясь к опыту автоконструкторов-любителей. Как отметил посетивший выставку НТТМ-87 заместитель начальника главного технического управления Минавтопрома И. А. Коровкин, специальный конкурс самодеятельных конструкций предложит лучшие из них производству. Например, автомобиль «Охта» молодых ленинградцев Г. Хаинова и Д. Парфенова пройдет испытания на автополигоне.
Ждет своего часа и «Панголина» москвича А. Кулагина. Кузов самодельного автомобиля выполнен из стеклопластика, двери заменил откидной колпак. Расход топлива не превышает семи литров на 100 километров, а максимальная скорость «Панголины» достигает 170 километров в час. Компьютер, установленный в машине, проследит за скоростью и расходом топлива, даст нужные команды электронным часам и музыкальной стереоустановке.
Нашего земляка одного из руководителей свердловского клуба самодеятельных авиаконструкторов Виктора Аладьина очень заинтересовал опыт куйбышевского студенческого конструкторского бюро «Аэропракт», которым руководит Василий Мирошник. Самолет «А-8», созданный в том бюро, на IV Всесоюзном конкурсе сверхлегких летательных аппаратов любительских конструкций в Киеве занял первое место и сейчас проходит испытания в службах отрасли. За тринадцать лет, что существует бюро, была налажена четкая система работы. В «Аэропракте» действует несколько творческих групп, которые параллельно строят три-четыре летательных аппарата. Почти каждый — непременный участник и призер Всесоюзных слетов авиаконструкторов-любителей.
Опыт действительно ценный и поучительный. Ведь лишь в Свердловской области насчитывается уже около двух десятков самодельных летательных аппаратов. А вот на первый областной слет, который был проведен нынче в Свердловске, на Уктусе, их не набралось и половины. Организационная неразбериха? Отсутствие централизованной базы для объединения общих усилий? Пожалуй, и то и другое. Во всяком случае, сегодня свердловским авиалюбителям пора уходить от кустарщины и келейности. Это важно не только для развития и поощрения индивидуального творчества, но и для конкретного участия в хозяйственных делах страны. Аэрофотосъемка, участие в сельхозработах, выполнение метеоопытов — применение самодельным авиаконструкциям найдется.
Сегодня в Союзе действует около 16 тысяч комплексных творческих молодежных коллективов, более трехсот временных, 1200 студенческих отрядов «Наука» — все это ступени для создания крупных внедренческих объединений по типу хозрасчетного центра. Другой вопрос, какое место в экономике нашего общества займут подобные центры, насколько заметную роль будут в ней играть, какими правами — юридическими, финансовыми, хозяйственными смогут располагать?
Об этом и шла речь на очередном заседании дискуссионного клуба выставки-ярмарки НТТМ-87.
— Лозунги об ускорении сейчас можно увидеть всюду,— заметил руководитель Пермского центра по разработке и внедрению решений Станислав Литвин.— Что же конкретно может сделать молодежь, чтобы призывы не оставались лишь атрибутом наглядной агитации? Однажды сотрудники бюро научно-технической информации при Пермской облсельхозтехнике провели анализ эффективности своей работы. Вывод просто ошеломил: из ста информационных сообщений на практике применяется лишь одно. Тогда комсомольцы этой организации вышли с инициативой взять внедрение научно-технических разработок под свой контроль. Пермский обком ВЛКСМ эту идею поддержал, организовав группу «Внедрение». Руководители совхозов и колхозов предлагали для решения свои наиболее острые проблемы, а мы — члены центра — должны были «сосватать» эти темы разработчикам и довести их до внедрения. Так, например, был решен целый комплекс проблем по теплоэнергетике.
Пермяки обратились ко всей молодежи страны с инициативой: «Развернуть систему разработки и внедрения решений». Именно эта система позволяет молодежи выступать не в роли просителей, а в качестве полноправных участников команды «От идеи — до внедрения». Причем фактор материальный здесь должен быть строго сбалансирован с фактором нравственным, этическим. Литвин назвал это «фондом благородных целей», подчеркивая, что вся деятельность центра направлена на укрепление экономических, социальных основ нашего общества и принципиально чужда элементарной халтурке, возможности просто подзаработать деньги.
Момент чрезвычайно важный. Ведь для многих организаторов НТТМ так до сих пор и не ясно, какие функции должны взять на себя хозрасчетные центры, кем быть в условиях новой работы? Расторопным коммивояжером, промежуточным звеном между заказчиком и исполнителем? Крутым шабашником, лихо берущимся за любое дело, которое упустили, проморгали государственные предприятия или организации? Доброхотом-меценатом, принимающим под свое крыло безвестных и разрозненных «самоделыциков», энтузиастов, любителей?
В этом смысле Свердловский хозрасчетный центр НТТМ, о котором рассказывали в дискуссионном клубе выставки, предлагает, на мой взгляд, наиболее гармоничное сочетание самых разных функций и задач молодежного объединения нового типа. По проекту свердловчан их центр должен стать самостоятельной организацией, способной гибко и маневренно работать в новых условиях хозяйствования. Центр НТТМ, например, может разрабатывать и внедрять новые виды товаров народного потребления. Причем вести эту работу от составления проектной и технической документации до изготовления опытных образцов.
Впрочем, глаголы будущего времени сейчас уже вряд ли уместны. В этом году центр выполнит различных работ почти на миллион рублей. Объем, согласитесь, достойный солидной фирмы. Что касается непосредственных исполнителей, то уже сегодня за выполнение намеченных тем готовы взяться около сорока творческих бригад. Есть у центра и свой «мозговой трест» — совет молодых специалистов.
«Аукцион» — термин из ярмарочной лексики — постепенно обживается в новом своем качестве, в новых условиях.
На первый аукцион на выставке-ярмарке НТТМ-87 была представлена медицинская техника. Общий интерес к ее скорейшему внедрению понятен, как понятно каждому отнюдь не дежурное пожелание «Будьте здоровы!». Развитие системы здравоохранения в нашей стране прямо связано с развитием материально-технической базы этой важнейшей отрасли. Причем базы не только опытной или экспериментальной, а широкого применения и активного поля действия. Здесь пока ситуация складывается не в пользу лечения массовых заболеваний. Мало современных приборов и устройств диагностики, медленно и далеко в недостаточных количествах внедряются новейшие аппараты для лечебных воздействий, современные инструменты для хирургии и временного замещения функций органов. Причин и оснований тому немало: недостаточно число специализированных предприятий, выпускающих медтехнику.
Отчасти выход из сложившейся ситуации был подсказан в одной из недавних публикаций «Правды»: предприятиям, готовым выпускать медицинскую технику, есть смысл включать эту продукцию в разряд товаров народного потребления. На ТНП отпускаются конкретные фонды, их выпуск включен в государственный план, да и их доля в общем объеме производства (у ряда предприятий до 10 процентов) весьма солидна. Так видится один из вариантов решения. Проведение аукциона на выставке НТТМ-87 может стать одним из рычагов его реализации.
Смелых, прогрессивных решений в области здравоохранения молодыми новаторами предложено достаточно. Здесь, например, можно познакомиться с комплексом устройств рентгено-диагностической аппаратуры, анализатором пульса «Пульс-1», информационно-поисковой системой «Регистратор». В разделе медицинской техники бесспорный вопрос вызывают приспособление для вакуум-массажа, прибор «Тари» (помните крошечную птичку из детского мультфильма, спасшую огромного крокодила от зубной боли?) для обезболивания в стоматологии. На выставке широко представлены также наборы инструментов для сосудистой микрохирургии, для ниппелизации глаза, зонд для удаления подкожных вен и другие экспонаты. Рядом с многими престижная табличка: «Не имеет зарубежных аналогов».
Часть представленных разработок организаторы аукциона намерены предложить промышленным заказчикам для широкого внедрения в систему здравоохранения. Иначе говоря, для «Тари» (если вновь провести параллель с ее биологической моделью) нужна надежная клетка и деловой хозяин. Только в этом случае новинка запорожцев, изобретателей прибора, станет общим достоянием.
Занятных экспонатов на аукционе немало. Чего стоит, например, будильник для людей с пониженным слухом, или очки с вмонтированными датчиками, позволяющие обходить препятствия даже в темноте (спелеологи, уверен, будут в восторге от таких очков), или пульсомер, безошибочно определяющий аритмию сердца, частоту пульса по тепловым колебаниям тела. А вот прибором для определения микроциркуляции, который разработали московские новаторы, заинтересовались даже представители иностранных фирм. Дело в том, что аналогичный прибор, изготовленный в Японии, весьма дорог и функционально ограничен. Наша разработка значительно экономичнее, позволяет определить состояние больного, характер заболевания, побочные симптомы по «радуге» глаза. А аппарат для безболезненного удаления гланд — эта работа отмечена премией Ленинского комсомола.
Видите, как много интересного, по-настоящему полезного и необходимого представлено на выставке. Какой простор для деловой инициативы раскрыт перед промышленными заказчиками. Жаль, если хозяйственники отнесутся к затее устроителей аукциона пассивно и формально. Обидно, если вновь сработает прежняя привычка ощущать только сиюминутную, ближайшую выгоду…