В Нижнем Тагиле много заводов, которые плавят чугун и сталь, обрабатывают металл и создают машины. В цехе художественной росписи подносов завода «Эмальпосуда», куда любят ходить ребята из детской художественной школы № 1, машин и станков нет, но царит домашний уют, длинными рядами стоят столы, работают мастерицы. Их руки творят чудеса: обыкновенные металлические подносы как будто обретают глубину, и в том сказочном пространстве «вырастают» необыкновенные цветы, которые сплетаются в причудливые букеты. Тонкие узоры из трав, «привязки» вьются между растениями, придавая композиции завершенность. Быстро, без предварительного рисунка, наложением первоначального мазка пальцем, а затем особым поворотом кисти художницы достигают нужного эффекта. В этих подносах — поэтика народного творчества. Народный промысел живет уже третий век.
Вначале промысел родился как отрасль кузнечно-клепального дела, поэтому часто кузнецы объединялись с лакировальщиками и живописцами в одной мастерской. Отличаясь замкнутостью быта, старообрядцы передавали подносное ремесло из поколения в поколение, не раскрывая другим его секретов; одной из самых сокровенных была тайна «хрустального» лака. Необыкновенно прозрачный, он отличался великой прочностью. Вспомним П. П. Бажова: «Лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймешь, как она туда попала». И еще: «Паяльную кислоту, коей железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастерства подносы выдерживают».
Ученый-путешественник П. С, Паллас, побывавший в Нижнем Тагиле в 1770 году, отозвался о лакировальном
промысле как о сложившемся производстве. «Другое художество, в коем с немалою пользою здешние упражняются жители, есть лакирование, оные наводят лак на медные и железные чайники, на деревянные чашки, стаканы, подносные доски и протчие». Он же подчеркивал: «Бывают вещи, лаком наведенные не много хуже китайских, а лучше французских, включая живописи». Возможно, он видел изделия, покрытые знаменитым лаком, изобретенным, как предполагают, Вавилой Худояровым, представителем второго поколения династии, оказавшей самое сильное влияние на художественную культуру крепостного Урала.
Родоначальник семьи мастеров Андрей Степанович Худояров (1722—1804) был живописцем и лакировщиком Нижнетагильского горного завода.
Исаак Худояров, внук Степана Худоярова, особенно преуспел в ремесле своих предков. Расписывая подносы, шкатулки, туеса, он содержал свое многочисленное семейство, состоявшее из 13 детей. Большой любитель цветов, Исаак имел великолепный сад, где росли и редкие растения. Букеты из его сада послужили темой многих его росписей. Художник составил альбом трафаретов с изображением цветов. Когда нужно было сделать «подносный поднос» для встречи «высоких особ», заводская администрация обычно обращалась к Исааку. Обладая профессиональным мастерством «картинщиков», Худояровы создавали и сюжетные композиции на металле. Часто подносы были больших размеров и покупались для украшения интерьера, как станковое живописное произведение.
Наряду с династией Худояровых промыслом занимались Дубасниковы, Перезоловы и другие большие мастера, усовершенствовавшие искусство лаковой живописи новыми сюжетами, обогатившие приемы письма.
В начале XIX века тагильская роспись достигает высшего расцвета. На Пермской мануфактурной выставке 1829 и 1837 годов подносы получают высокую оценку. За год их продажа достигает 200 тысяч рублей. Но развитие капиталистических отношений и неизменная консервативность производства приводят народный промысел к упадку. Кустарные изделия на рынке вытесняются дешевыми промышленными. В конце XIX века тагильский поднос уступает приоритет жостовскому. В годы Советской власти уральский народный промысел пришлось возрождать заново, но тайна «хрустального лака» не сохранилась. В 1956 году на базе артели «Металлист» создан завод «Эмальпосуда», где в настоящее время действует цех художественной росписи подносов. У творческой группы цеха большие задачи: возродить сюжетную роспись, создать новые образцы цветочной живописи, разнообразить форму подносов. К этому стремится одна из ведущих художников завода Ирина Григорьевна Смыкова, выпускница художественной школы 1975 года. Судьба не сразу привела ее в народный промысел. После школы она окончила ветеринарный техникум (потому что любила рисовать животных) и работала по специальности. Однажды пришла в цех, чтобы «просто посмотреть, как здесь работают», да так и осталась. Сегодня среди самых молодых все чаще встречаются выпускники детской художественной школы.
Новые начинания — удел молодых, и администрация завода делает ставку на юных художников и педагогов школы. Потому в художественной школе есть свой «цех» росписи подносов. В нем тоже стоят столы. На них разложены палитры, кисти и стоят баночки с растворителем. Есть здесь и подносы. Все получено от завода «Эмальпосуда». Педагог Валентина Ивановна Жохова на занятиях по декоративно-прикладному искусству учит юных художников росписи подносов, которой начала заниматься здесь же, на заводе, в качестве «послушной ученицы».
Многие поколения мастеров выработали азбуку тагильской лаковой живописи. Она состоит из семи мазков. Ими нужно владеть артистично, потому что на кисть набирается сразу две краски, цвет и белила, и одним движением руки наносится часть рисунка цветка, растения или животного. Другие мазки довершают рисунок.
В четвертом классе школы учащиеся приобретают навыки живописи. Сначала на грунтованном картоне, а потом и на подносах они изображают свои композиции. Практикой на заводе руководит Агриппина Васильевна Афанасьева, старший мастер народного промысла, взявшая кисть в руки еще в двадцатые годы, когда ей было 13 лет. Она награждена медалью ВДНХ.
У Агриппины Васильевны безошибочный вкус, работы ее учеников Юли Приваловой и Сережи Здановского жюри Всесоюзного конкурса «Я голосую за мир» удостоило дипломами второй степени.
Есть у школы и еще одно достижение. Поднос «Зимняя сказка», выполненный Галей Шепелевой, демонстрировался на Всесоюзной выставке «Юные мастера России». Приказом Министерства культуры РСФСР он зачислен в фонд музея декоративно-прикладного искусства СССР.
В светлом и просторном цехе сказка, рожденная в давние-давние времена, живет и поныне.