Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Ушедшие, подымайтесь, года!

На карте Союза
На каждой клетки
встают гиганты
на смотр пятилетки.
Хлеб делили, соль делили,
жизнь делили, как табак,
и по графику носили
разъединственный пиджак,
Каждый праздник, как награду,
получали от страны
то рубахи из сатина,
то суконные штаны.
В текущем году завершается фундамент социалистической экономики: вводятся в строй 518 новых предприятий, успешно развертывается строительство величайшего в мире Урало-Кузнецкого комбината. На Урале свыше 50 предприятий находятся в процессе стройки, и среди них крупнейшие мировые гиганты: Уралмашинострой, Магнитострой, Челябтракторстрой, Березникихимстрой, Тагилстрой, Стальмост и другие.
Приступлено к строительству ряда новых гигантов: Синарстрой, Эльмашстрой, завода экскаваторов, вступают в строй новые шахты и рудники.
Условия развития промышленности изменились в корне. Сейчас, как никогда, от каждого инженерно-технического работника требуется проявление исключительной инициативы и технической смелости, проявление производственного риска, небоязнь ответственности за возможную ошибку или неудачу.
«Уральский техник», 1931

Синей осенью в двадцать девятом,
о руду навострив топоры,
обнесли мы забором дощатым
первый склад у Магнитной горы…
До чего ж это здорово было!
Той же самой осенней порой
как пошла вдруг да как повалила
вся Россия на Магнитострой…
И дивился народ, раскрывая
удивленные тысячи глаз:
— Где ж Индустрия тут мировая,
та, что из дому требует нас?
□ 
Пятнадцать лет и снегом и водою
упали неразрывные на нас —
пятнадцать лет работой молодою
упорствовал непобедимый класс.
Дожди кипели, и пурга играла,
но мы работой грелись, как могли,
и в результате не узнать Урала,
ни гор, и ни воды, и ни земли.
…Приподнимались мужики ка пашнях,
сжимая топорище топора,
и много песен про Емелю страшных
запомнила Магнитная гора.
Она стоит — по Пугачёву тризна,
республики тяжелая стена,—
свидетельствуя мощь социализма,
до неба нами поднята она.
Добытчики руды, взрывая, роя,
с благоговеньем слушаю ее
от Пугачева До Магнитоегроя
прекрасно поколение мое.
И совкино, и промышленность, можно сказать, до сих пор совершенно не использовали «великого немого» для обучения рабочих техническим приемам.
Необходимо упущенное наверстать, и производственный кинофильм внедрить в жизнь. Только через него можно будет быстро улучшить квалификацию наших рабочих, только он может заменить собою и целый альбом чертежей машин, и модели их, и, наконец, сокращенный курс машиноведения.
« Уральский техник», 1930

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
И внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню таежных колес.
Каменный уголь залегает в большом количестве в Кизеловском районе. Березниковский химический комбинат дает стране туковые удобрения. Весь поток этих грузов идет по Луньевской ветке. Для того чтобы быстро перебрасывать эти грузы, правительство решило электрифицировать Луньевскую ветку.
К 1933 году закончилась третья очередь Губахинской электростанции. Электрифицированная линия Кизел — Чусовая имеет длину 112,5 километра.
В 1935 году начнется электрификация линии Свердловск Чусовая. Губахинская ЦЭС и Средне-Уральская ГРЭС будут питать своим током эту линию.
…Скоро Губаха. Большое, ярко освещенное здание-электростанция. Мощность ее— 100 тысяч киловатт! Одна эта станция заменяет 1 399 456 лошадей,
«Техника — смене», 1934

Что такое? Елки-палки!
По Москве — землечерпалки.
Это улиц потроха вырывает МКХ.  
МКХ тебе не тень
навело на майский день.
Через год  без всякой тени
прите в метрополитене.
Я кататься не хочу„
я не верю лихачу,
я полезу с Танею в метрополитанию.
Это нонече не в плане —
в тучи лезть на ероллане.
Я с миленком Семкою
прокачусь подземкою.
Под Москвой товарищ крот
на аршин разинул рот.
Электричество гудёт,
под землей трамвай идёт…
Шумно и тесно в красной Москве. По своей подвижности население Москвы обогнало решительно все столицы мира. При современной территории Москвы, имеющей в диаметре около 20 км, переезд по городу на трамвае или автобусах нередко отнимает около часа времени.
Людям, строящим социализм, работающим по-ударному, необходимо быстрое передвижение. Как быть?
С весны 1932 года красная столица начала строить свой метрополитен. Рабочие площадки строительства обнесены заборами.
…Вот мы спускаемся вниз по широкой каменной, ярко освещенной лестнице. Один из поездов, тот, который нужен нам, уже мчится, сверкая огнями и лязгая металлом. Опоздавшему прыгнуть в вагон не удастся двери автоматически закрываются. Проезд на электропоезде в 2—3 раза быстрее трамвая.
Вся сеть нашего метрополитена будет закончена в 1936 году. Ударный труд в Советской стране должен вырвать у земли 80 километров подземного пути!
И это будет сделано.
«Техника — смене», 1934

Товарищ подросток, не будь дитем,
а будь — борец и деятель!
«При Свердловской школе ФЗД № 5 организованы технический й авиационный кружки. В работе наших кружков встречается ряд затруднений, связанных с отсутствием материалов: железа, проволоки, различных инструментов и т. д. Мы, юнтехи этих кружков, обращаемся с просьбой: в самое ближайшее время организовать в Свердловске «магазин юнтеха».
Коля Степанов».
* * *
…Когда Сережа Волин еще не учился в школе, он видел, как над одним из больших зданий города чья-то невидимая рука на фоне синего-синего неба писала огненными буквами: «Да здравствует Первое мая!». Папа у Сережи монтер. Он объяснил, что никто эти буквы не пишет, они сами зажигаются от моторчика, который включает поочередно электрические лампочки.

Теперь Сережа учится в пятой группе. Он юнтех, работает в электрокружке. Школа готовится к празднику. Дома с помощью своего папы Сережа разрабатывал схему лозунга. Ребята, и руководитель кружка электротехник Петя одобрили Сережино предложение, и кружок принялся за работу.
Скоро над зданием школы будут зажигаться огненные буквы: «Да здравствует Первое мая!»
«Техника — смене», 1934
* * *
…Осмотрев достопримечательности города, туристы идут на площадь Народной Мести — познакомиться с замечательным памятником уральской старины — Харитоновским домом. Более ста лет назад его построил владелец Кыштымских заводов Расторгуев. В этом роскошном дворце богато украшенном, с расписными палатами, жил и властвовал родственник Расторгуева золотопромышленник Харитонов,
Областной комитет партии, по инициативе Ивана Дмитриевича Кабакова, передал Харитоновскйй дом под пионерский дворец.
Во дворце сто комнат. Скоро в них закипит веселье счастливых ребят. Здесь будет чем заняться юным техникам, радистам, фотографам, музыкантам, певцам, художникам.
Во дворце будут: физкультурный зал, кукольный театр, комнаты занимательной астрономии, физики, химии. В одних кабинетах юные авиастроители будут строить новейшие авиамодели, в других — сооружать телевизоры. Каждый пионер найдет здесь всё для занятия любимым делом.
«Техника — смене», 1936

Цифры выполнения, вбивайте клинья,
цифру повышений, выстраивайтесь, стройны!
Выше взбирайся, генеральная Линия
индустриализации Советской страны!
Развертывая социалистическое соревнование имени третьей пятилетки, строители Урала добились серьезных успехов, Построены и сданы десятки важнейших индустриальных объектов. Домны № 1 и №2, Мартеновский цех, теплоэлектроцентраль, две коксовых батареи — на Новотагильском заводе; металлургический цех, пыле угольная фабрика — на Среднеуральском медеплавильном заводе; новые пролеты вагоносборочного цеха — на Уралвагонзаводе; новые цехи на Магнитогорском комбинате; шесть угольных и три меднорудные шахты и многое другое. Пуск этих промышленных объектов является крупным вкладом в индустриальное и оборонное могущество нашей Родины.
Еще большие задачи стоят в 1941 году — четвертом году третьей сталинской пятилетки-
«Опыт стройки», 1940

Подборка сделана по страницам старых уральских журналов. Использованы стихи Владимира Маяковского, Бориса Ручьева, Бориса Корнилова, Сергея Есенина.



Перейти к верхней панели