ХРЕСТОМАТИЙНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ М. В. ЛОМОНОСОВА: «МОГУЩЕСТВО РОССИЙСКОЕ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ» ИМЕЕТ МНОГИЕ АСПЕКТЫ. ОНО ВКЛЮЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗЕМЛИ, ЛЕСА, РЕКИ, РЫБНЫЕ И ПУШНЫЕ РЕСУРСЫ, НО ТАКЖЕ И РУДНЫЕ БОГАТСТВА, К РАСКРЫТИЮ КОТОРЫХ РОССИЯ ПРИСТУПИЛА ТОЛЬКО В XVIII ВЕКЕ.
К началу XX века оказалось, что Россия не имеет минерально-сырьевой базы по большинству видов полезных ископаемых. И потому военный флот Балтики базировался на английском угле, фосфориты для удобрений завозились из Алжира, абразивы — из Малой Азии, гранаты — из Америки, алунды (искусственные абразивы) — из Норвегии, карборунды — из Германии. Серный колчедан на заводы серной кислоты доставляли в Петербург из Португалии. Фарфоровая посуда изготавливалась из полевых шпатов Швеции. Даже глина для цветочных горшков шла из Германии, а песок для стекол — из Финляндии. Брусчатку для мощения улиц и площадей завозили из Скандинавских стран.
Крупные ученые и общественные деятели понимали ошибочность такой политики и не молчали. Они обращали внимание царского правительства на эту несообразность. Россия была в полной и кабальной импортной зависимости от иностранных государств, которые могли диктовать ей свою волю.
Только в преддверии первой мировой войны была наконец создана КЕПС — Комиссия естественных производительных сил. Один из членов-учредителей комиссии академик А. Н. Крылов со свойственной ему
экспрессией заявил на одном из заседаний, что «этому безобразию должен быть положен конец» и что скоро «к черту полетит вся царская семья и великие князья, которые захватили в свои руки вольфрамовые месторождения Забайкалья». Академик выложил из своего кармана 500 рублей для обследования месторождений Кавказа. И как в воду глядел: царская фамилия действительно «полетела».
В первые годы Советской власти в знаменитом «Наброске плана научно-исследовательских работ» В. И. Ленин сформулировал главную задачу не только Академии наук, но и геологической службы.
Было ясно, что наскоком тут не возьмешь. Громадная проблема требует государственного, научного подхода, необходимы передовая теория, кадры, техника, И сразу последовали директивные решения, значение которых только сейчас стало ясным в полной мере. При жизни В. И. Ленина начались исследования тех богатств, которые были выявлены, , но еще не оценены. Создали комиссии по исследованию Курской магнитной аномалии, Кольского, полуострова, Постоянную Полярную комиссию, Якутскую и Забайкальскую комплексные экспедиции, Тунгусскую экспедицию Л. А. Кулика, Плавморин и другие.
При Ленине появилась и вызрела идея Урало-Кузнецкого комбината-«маятника»: уголь Кузбасса шел на Урал, в Магнитогорск, а железные руды гор Магнитной и Благодать направлялись в Кузбасс. По сути дела, это не один комбинат, а два крупнейших предприятия на двух концах «маятника», сыгравшие важную роль для победы в Великой Отечественной войне.
В предвоенные и послевоенные годы создаются Дальневосточный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Якутский, Южно-Сахалинский филиалы Академии наук СССР. В мае 1957 года было организовано Сибирское отделение АН СССР с крупнейшими институтами физического, химического, математического, геолого-геофизического, геохимического, лимнологического, географического -профиля в Новосибирске, Иркутске, Якутске, Владивостоке, Хабаровске, Улан-Удэ, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Чите с многочисленными стационарами и опорными пунктами самого различного назначения. Почти во всех областных и краевых центрах сложились мощнейшие территориальные геологические управления Министерства геологии РСФСР, а также институты геологии, геофизики и минерального сырья.
Только Советское государство смогло так быстро и дальновидно развернуть теоретические фундаментальные исследования, чтобы обеспечить развертывание поисково-съемочных и геолого-разведочных работ практически по всем видам полезных ископаемых, по всем элементам таблицы Менделеева. Задача, поставленная В. И. Лениным в «Наброске», ныне практически решена. Сейчас задача состоит в том, чтобы улучшить географическое размещение месторождений. Кстати сказать, Сибирь— единственный регион, где есть все виды полезных ископаемых планеты.
Можно с полным основанием отметить, что самые крупные успехи в развитии минерально-сырьевой базы СССР связаны с Сибирью и Дальним Востоком. Давайте коротко перечислим те полезные ископаемые, те месторождения,» о которых не знали в досоветские годы. Начнем с северо-востока и будем двигаться вместе с солнцем от Тихого океана к Уралу.
Это золото северо-востока и Чукотки, Южной Якутии и Северного Прибайкалья. Это оловянные и полиметаллические руды Приморья и Сихотэ-Алиня, крупнейшие месторождения фосфатного сырья на Селигдаре и в Ошурково. Это железные руды и угли Нерюнгри и Чульмана, железные руды Алдана и Чаро-Токкинского района, будущей базы Южно-Якутского промышленно-производственного комплекса. Этот комплекс может превзойти по эффективности даже Урало-Кузнецкий комбинат, и во многом потому, что расстояние между источниками железа и коксового угля здесь всего 217 километров, а сам уголь будет добываться открытым способом из карьера.
В довоенные годы никто не предполагал, что будет найдено такое месторождение медных руд, как Удокан, обнаруженное в 1949 году Елизаветой Ивановной Буровой. Кстати сказать, для сибирских просторов характерно участие женщин в открытии крупных месторождений. М. В. Бесовой обнаружено месторождение вольфрамовых руд в верховьях реки Джиды в Забайкалье. В 1951 году две женщины-геологи Ю. Г. Лагздина и О. А. Трещалова нашли Нерюнгринское месторождение коксовых углей, о которых мы уже упоминали. 21 августа 1954 года Л. А. Попугаева вместе с рабочим Ф. А. Беликовым обнаружили первую в СССР алмазоносную трубку «Зарница». Менее чем через год, 13 июля 1956 года, еще одна женщина, Е. Н. Елагина, вместе с Ю. И. Хабардиным вышла на «трубку мира» по методике, разработанной ленинградкой Н. Н. Сарасадских. Богатейшие руды месторождений Норильск-1, Норильск-II, Талнах, Октябрьское стали базой Норильского комбината, вокруг которого вырос современный город, самый северный на земле. Большая группа железорудных месторождений выявлена близ Братской ГЭС, в низовьях Ангары — очень крупный Ангаро-Питский железорудный бассейн и целая Чаро-Токкинская провинция с магнетитовыми кварцитами отличной обогатимости.
Имеются запасы алмазов, графитов, оптических кальцитов Сибирской платформы. Открыты и разрабатываются замечательные месторождения цветных каменьев: чего стоят одни фиолетовые чароиты, золотистые хризолиты и нежно-розовые тулиты на севере Читинской области! А белые, голубые, зеленые и черные нефриты Бурятии! А синие лазуриты Байкала!
Весь мир ныне волнуют три громадные проблемы: энергетический кризис, продовольственная проблема и нехватка строительных материалов.
В приложении к геологии эти проблемы проектируются так. Энергетический дефицит ликвидируется, если будут найдены месторождения энергетического сырья — нефти, газа, углей, урана. В этом отношении Сибирь не подведет.
Продовольственную программу геологи решают через сырье для удобрений и воду, потому что для выращивания тонны пшеницы надо израсходовать 150 кубометров воды и несколько центнеров удобрений. Как известно, Сибирь с ее могучими полноводными реками и Байкалом не имеет равных по запасам воды на всей планете. Здесь же есть запасы термальных и минеральных вод. Месторождения фосфатов разведаны в черте города Читы на реке Кручине. Их надо осваивать.
В Сибири найдены специфические горные породы — сынныриты, целый хребет, площадью в сотни квадратных километров. В этой породе содержится более 10 процентов калия и около 22 процентов окиси алюминия, а все остальное — цементное и керамическое сырье. Но Сынныр далеко от железных дорог, за крутыми горными перевалами… Найдены такие же сынныриты под рукой — в Читинской области, в восьми километрах по прямой в горах над станцией Хани. Ставь канатку и спускай прямо на станцию руду. Чего ждать? А ждать приходится: нет пока подходящей технологии.
В разоренной гражданской войной и интервенцией молодой Республике Советов мало кто верил в быстрый расцвет науки и тем более в ее практическую пользу. Ученые представлялись кабинетными старцами, которые занимаются невесть чем. К управлению страной, развитием ее хозяйства пришли новые, порой малограмотные люди. Они уповали на силу мышц, энтузиазм масс, не доверяли иностранным специалистам, но жадно учились. Уже в годы первых пятилеток появились рабфаковцы, выпускники красных академий и промакадемий, новорожденных институтов и техникумов. Впитавшие в себя дух революции, они отметали буржуазную рутинную науку, иногда и ошибались, но строили свою, советскую, революционную науку.
…Молодой ученый В. С. Соболев опубликовал несколько статей, в которых доказал необычайное сходство траппов Сибирской платформы с вулканогенными породами Южной Африки. Он подчеркнул не простое сходство пород, а их генетическое родство, объяснил, что оно обусловлено аналогией в истории геологического развития и, в частности, так называемого ультраосновного магматизма двух, регионов. Поскольку Южно-Африканская провинция алмазоносна и рождение алмазов там связано с образованием кимберлитов, то и на Сибирской платформе могут быть обнаружены драгоценные трубки кимберлитов.
Не все отнеслись тогда восторженно к такому фантастическому прогнозу.
Известный писатель, геолог-палеонтолог по специальности, И. А. Ефремов опубликовал повесть «Алмазная труба», герой которой находит кимберлитовую трубку в Сибири.
Прошло 20 лет, и в 1954 году первая алмазоносная трубка была найдена. А еще через год Юрий Хабардин послал шифрованную радиограмму: «Закурили «трубку мира», табак отличный».
Многие геологи читали отчеты алмазной экспедиции и поражались тому, насколько этот выстраданный научный труд соответствует повести Ивана Антоновича Ефремова. Даже в деталях. Фантастическая повесть выглядела черновиком научного отчета экспедиции.
Смело и решительно приступили геологи и производственники к проверке гипотезы академика И. М. Губкина о возможной нефтегазоносности Западной Сибири, края бесконечных болот, песков и глин, простирающихся от подножия Алтайских гор до Карского моря. Одно дело высказать идею о возможности нефтегазоносности, и совсем другое — указать точки, в которых надо бурить скважины. Прогноз блестяще оправдался.
Сейчас идет такая же проверка идеи академика А. Д. Архангельского, высказанной в предвоенные годы, о том, что в Сибири возможна находка палеозойской нефти. Иными словами, нефть в Сибири идет не на одном горизонте, а в несколько этажей и простирается на пол-Сибири— от Енисея до Лены. Нефтеносными представляются отложения с возрастом пород около 600 миллионов лет. А это значит вероятное утроение запасов, обнаруженных под болотами Западной Сибири. Нефть будет найдена и на шельфе Карского моря, и в море Лаптевых. Первые скважины уже дали палеозойскую нефть и в Западной, и в Восточной Сибири. .
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР зарегистрировал открытие: академики А. А. Трофимук и Н. В. Черский со своими сотрудниками предсказали, а затем и обнаружили на больших глубинах в зонах вечной мерзлоты криогидраты горючего газа. Проше сказать, в условиях вечной мерзлоты существует горючий газ в замороженном состоянии. Это новый и колоссальный источник энергии будущего.
В 1975 году было принято правительственное решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, идея которой содержалась еще в трудах декабристов. В предвоенные годы шли интенсивные изыскания трассы этой магистрали. И главное внимание было уделено поиску и разведке угольных месторождений: ведь паровозам нужен уголь. В годы второй, третьей и четвертой пятилеток были обнаружены и разведаны месторождения угля вдоль всей трассы — в районе Улькана, Ургала, Зеи, на берегах озера Читканда.
Выбор трассы — не простое дело, ответственное, при котором любая ошибка многократно умножается как при строительстве, так и особенно при эксплуатации дороги. Геологи смело предложили: трасса должна пройти по Чарской котловине, где могут быть найдены многие виды полезных ископаемых в крупных объемах. И этот прогноз оправдался. Вокруг таежного поселка Чара обнаружены и разведаны солидные запасы руд меди, железа, титана, ванадия, алюминия, фосфатных и калийных удобрений, бурого угля и природного кокса, всех видов строительного сырья, пресные, минеральные и термальные воды. Суммарные запасы этих ведущих ископаемых вполне сравнимы с запасами всех стран Европы вместе взятых.
В 1897 году В. И. Ленин беседовал с известным красноярским этнографом и писателем В. И. Анучиным. Они обсуждали те скотские условия, в которых жили и трудились приисковые рабочие Сибири, говорили о тех богатствах, которые хищнически отрабатывались предпринимателями. Оценка Сибири В. И. Лениным уложилась в одну фразу: «Алмаз, затоптанный в грязь».
«Горные богатства Сибири представляются совершенно необъятными». И этот вывод В. И. Ленина оказался пророческим. В нем учтены закономерности развития науки и социального строя государства, организатором которого был он сам.