Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Александр Олрвянникрв сидел за столом, обложившись ворохом гранок. В дверь постучали.
— Кто там? — недовольно отозвался он.— Войдите…
В кабинет, загроможденный ящиками, протиснулось четверо солдат. Он окинул их недоуменным взглядом.
— Белые — не белые,— хмыкнул.— и на красных не похожи. Без погон… Откуда взялись?
— Сбежали от Колчака,— за всех ответил чернявый.
— От Колчака? — Оловянников отложил корректуру.— С дворянскими сынками и кулацким отребьем, выходит, не по пути?
— Забрали нас насильно. По третьему призыву.
— Вы, парни, как вижу, не тонкой кости. Рабочие?
— Наборщики.
— Наборщики! — обрадовался. И, крепко пожав всем руки, с жаром заговорил: — Белогвардейцы, драпая из города, успели, однако, прихватить почти все полиграфическое оборудование. Большинство рабочих угнали с собой, как вас. Возвращение ваше в Тюмень очень кстати…
Дел оказалось немало. Устанавливать надо было оборудование, свезенное из Омска, Челябинска, Тобольска, которым поделились тамошние полиграфисты. Предстояло разобрать шрифты по кассам-реалам, наладить печатную машину. Но главное — требовалось создать коллектив нового, советского полиграфического предприятия. И это в первую очередь возлагалось на секретаря партячейки Александра Оловянникова.
А. Оловянников с двенадцати лет поступил в типографию, легко освоил профессию наборщика. Рано, как говорится, он и «пороху понюхал». Участвовал в первой мировой войне. С фронта вернулся, опять — типография. Организовал отряд Красной гвардии из числа тюменских печатников. С этим отрядом сражался за Советскую власть.
1 мая 1920 года состоялось торжественное открытие Первой государственной типографии, расположившейся в здании бывшего мехового магазина торговца Смехова. Начали издаваться газеты и листовки, звавшие трудящихся на борьбу с разрухой и голодом, темнотой и невежеством.
Меж тем контра плела паутину заговоров. Кулацко-эсеровский мятеж вспыхнул в Ишимском уезде и перекинулся на всю губернию. Срочно формировались дополнительные отряды Красной Армии. Командиром одного из них назначили Александра Оловянников а, накануне избранного секретарем Тюменского укома партии и членом президиума губкома РКП(б). Близ села Яркова командир погиб, поднимая бойцов в атаку.
Замечательный был человек. Об этом можно судить по воспоминаниям ветеранов революции. Я узнал об Оловякникове впервые от Виталия Михайловича Бояркина, метранпажа «Тюменской правды», с которым вместе работал в секретариате газеты. А он наслышан о нем от своего отца, Михаила Даниловича, который был среди четверых солдат, что сбежали от Колчака. Это тот самый чернявый паренек. Позднее М. Д. Бояркин выдвигается на пост директора Тобольской типографии, а затем Салехардской. Первую рекомендацию на выдвижение давал ему Оловянников. При прощании он вручил будущему директору верстатку, которой пользуются при ручном наборе рабочие типографии и которую бережно хранит сейчас сын Михайла Даниловича — Виталий Михайлович.



Перейти к верхней панели