Прогромыхав по тесным улочкам купеческого Ирбита, «Фордзон-Путиловец» остановился у о кружком а комсомола. Весь аппарат высыпал встречать «стального коня». Секретари окружкома партии и комсомола, работники окрсельхозснаба, кто был на работе в этот час, собрались, как на большое торжество. Всем хотелось взглянуть на первый комсомольский трактор. Вопросов-допросов было вдоволь. Потом откуда-то появилась длинная деревянная скамья, атрибут всех торжеств, и местный фотограф сделал снимок, ставший поистине бесценной реликвией, весточкой из далекой поры коллективизации.
…Не сразу, не вдруг, но заговорила уральская деревня о тракторах, удобрениях, севообороте, о колхозах. Одни со злобой встретили это, ставшее вдруг популярным слово «колхоз», другие с нескрываемой радостью. Коллективизация деревни вставала на повестку дня, и уже звенела за околицей в вечерний час под лихую гармошку веселая частушка:
Бросим частность, эгоизм,
Лень и разгильдяйство,
Разобьем старый плетень
И сольем хозяйство.
Незатейливая частушка точно выразила сущность эпохи.
Началом же преобразований в деревне стало появление сельских коммун. Еще в далеком 1919-м, после освобождения Урала от Колчака, в Ирбитском округе крестьяне-бедняки деревни Меншиково Еланского района вместе с семьями покинули насиженные места и перебрались на выселки. С моим старым знакомым Михаилом Бочковым на его «ИЖе» объехали несколько деревенек в поисках тех первых коммунаров. Вспоминаю встречу с одним из них — Павлом Демьяновичем Фадеевым:
— Построили дома, дворы, мастерскую,— рассказывал он, вглядываясь в лица на старой фотографии.— Коммуну назвали на современный лад — «Красная Роща». Хорошо жить стали, даже из других деревень мужики к нам потянулись.
Помолчал, вспомнил время боевое, давно прошедшее:
— Из песни, как говорят, слова не выкинешь. Неурядицы тоже были. Да без них разве обойдешься? Дело-то ведь новое, никто толком и не знал, что да как…
Но была у коммунаров вера в новое дело. Не знали они, не ведали тогда, что из их коммуны «Красная Роща» родится первый на Урале комсомольский колхоз. Но это будет в 1929 году. А первые коммунары распахивали целину, сеяли, благоустраивали свой быт. И все чаще, наслышанные об успехах краснорощинцев, приходили из ближайших и дальних деревень округи к ним мужики.
Ходит приезжий крестьянин по роскошным полям коммуны, по амбарам, сравнивая свой урожай с урожаями коммуны, долго, утомительно расспрашивает он коммунаров: как делите зарплату, сколько работаете, не общие ли в коммуне жены? Зайдет в ясли, полюбуется на ребят, вымытых и причесанных, и, помявшись перед корпусом коммуны, подает бумажку: «Прошу не отказать в коммунии. Я середняк. Имею 3 лошади, 2 коровы, бабу и 5 ребятишек».
XV съезд партии большевиков определил курс сельского хозяйства страны на коллективизацию. ЦК комсомола объявил всесоюзный поход за урожай. 160 комсомольских посланцев сел Ирбитского округа съехались на свой первый окружной съезд. Первые коммунары — вчерашние батраки, самоучки-агрономы, сельские опытники. Съезд решил провести окружной «Поход за урожай». То была боевая комсомольская программа по культуре земледелия, организации колхозов. Впервые здесь прозвучал призыв: «Даешь комсомольский колхоз КИМ!». С инициативой его создания выступили посланцы Еланского района. Их поддержали делегаты съезда, и тут же производственная комсомольская ячейка города преподнесла в подарок плуг.
В архиве сохранился вот этот документ:
«Протокол № 6 собрания членов с/х коммуны «Луч» Мишкинского с/совета, Еланского района, состоявшегося 21 марта 1929 года.
На собрании присутствовало 70 человек в 7 часов вечера в здании народного дома. В президиуме
3 человека: Балахнин И. Я., Вешняков М., Шальков Павел.
Повестка дня:
1. О слиянии двух с/х. коммун «Красная Роща» и «Луч» в одну.
2. Наименование коммуны…
Постановили: Две коммуны «Луч» и «Красная Роща» должны слить в одно крупное коллективное хозяйство, что и с настоящего времени считать одно целое хозяйство.
Слушали: Наименование коммуны.
Постановили: Наименовать коммуну «Коммунистический Интернационал Молодежи», т. е. КИМ.
Председатель коммуны «Луч» И. Больших».
А окружком комсомола уже изыскивал средства для приобретения трактора. Более четырех тысяч рублей было перечислено в фонд «КИМа». На них и был приобретен тот первый «Фордзон-Путиловец», что подкатил, громыхая по улочкам купеческого Ирбита, к зданию окружкома комсомола.
События давно минувших дней воскресила старая выцветшая от времени фотография. На ней — трактор, вокруг него — молодые парни и одна девушка. На фото надпись: «Комсомольский трактор, переданный колхозу «КИМ».
На обороте кто-то написал, по-видимому попозже:
«Этот трактор куплен на средства комсомольцев Ирбитского округа в 1929 году и подарен колхозу «КИМ», организованному комсомольцами. Вокруг трактора — члены бюро окружкома ВЛКСМ: Ломоносова, Злобин, Задирский (з а рулем), Рябухин, Истомин, работники ОК ВКП(б), окрсельхозснаба и другие».