Глаза в глаза
В прошлом году народный театр драмы Уралмашзавода побывал со спектаклями в Ямало-Ненецком автономном округе. Инициаторами поездки явились завком УЗТМ, тюменская писательская организация и журнал «Уральский следопыт». Художественный руководитель театра Генрих Львович Риасс рассказал нашему корреспонденту:
— Гастроли начались в Салехарде — административном центре округа. Не хочется повторять банальную фразу, но как ее обойдешь — все участники спектакля ужасно волновались перед выступлением. Прежде всего мы впервые отправились в такое большое турне и многие знали о Севере только по книгам и кинофильмам; во-вторых, нельзя забывать, что коллектив состоит не из профессионалов, привычных к сцене, а из энтузиастов, молодых людей разных профессий, для которых каждый выход на широкую публику— событие в жизни. Ну и, наконец, нас заботило, как воспримут жители северных широт спектакль, который мы сами считаем в известном плане экспериментальным.
«Концерт для 20 голосов» — таково его название. Четыре главы, тридцать миниатюр и монологов — такова его форма. Не ищите на афишах автора пьесы — его нет в природе. Создатели спектакля — его участники. Со сцены звучит гражданский монолог о времени и о себе. Твоя позиция в жизни, что ты в этом мире ценишь и что ненавидишь, всегда ли честен в своих поступках, а когда ошибаешься, то берешь ли вину на себя или взваливаешь на школу и родителей? Ребята со сцены задают зрителям вопросы и сами дают ответы — скорее, не ответы, а раздумья, и зрители становятся как бы соучастниками разговора. Как легко заметить, спектакль носит публицистическую окраску, вызывая у сидящих в зале личную причастность ко всему, что происходит и на сцене, и в жизни.
А затем нас ждал теплоход «Леонид Лапцуй». Началось увлекательное гастрольное путешествие по отдаленным населенным пунктам Ямало-Ненецкого округа. Салехард, Мужи, Салемал, Аксарка, Лабытнанги — двенадцать дней на теплоходе, и каждый день один-два спектакля. О всех впечатлениях не расскажешь, упомяну о самом памятном.
…Собь — приток могучей Оби. На реке работает земснаряд, добывая гравий для Ямбурга. Попутно отмечу, что здесь мы воочию, что называется, увидели, какой сложный клубок противоречий таит в себе хозяйственное освоение Севера. Ямбург сейчас едва ли не самая ударная стройка, от которой зависит топливно-энергетическая база страны, а любая стройка без гравия не обходится. То есть, с одной стороны, делается доброе дело, с другой — уродуется дно Соби — исконного места нерестилища ценнейших промысловых рыб. Польза и вред идут рука об руку, остается лишь надеяться, что специалисты взвесили все «за» и «против».
Но вернемся к рассказу. Экипаж земснаряда работает практически круглосуточно. Нам показалось, что рабочие искренне обрадовались самодеятельным артистам с Уралмаша. Надо было видеть эту необычную для нас картину, К шести вечера к вахтовому кораблю «Римский-Корсаков» со всех сторон подплывали лодки со зрителями. Спектакль давали в полукруглом холле. Зрительный зал на 40 мест в двух шагах от маленькой сцены, что называется, глаза в глаза. И после спектакля, уже за полночь, сидели, собравшись в кружок, рабочие и «артисты».
Ребята и девчата впервые увидели, так сказать, в натуре чум оленевода, побывали на рыбозаводе, у строителей уникальной железной дороги— никогда еще не клади рельсы в таких высоких широтах. Нам трудно судить, какую пользу дали северянам наши гастрольные выступления, хотя, замечу в скобках, мы привезли с собой немало теплых зрительских откликов, но для нашей труппы эта поездка на Север останется в памяти на всю жизнь.