«Дорогая редакция!
У меня к вам просьба. Сынишка подрастает и очень любит сказки. Если можно, включите в свой журнал раздел «Для самых маленьких», хоть полстранички.
Думаю, меня поддержат многие родители, выписывающие «Уральский следопыт».
М. МЯКОШИНА, медсестра, г. Куйбышев».
Выполняем просьбу читательницы.
У Юрия Блинова это первая журнальная публикация. По специальности он — горный инженер, живет в городе Ноябрьске Тюменской области, руководит партией мерзлотного надзора на строительстве нефтепромыслов.
Автором «Пилата» является известный башкирский писатель, главный редактор сатирического журнала «Хэнек» (Вилы) Марсель Салимов. Его рассказы и фельетоны публиковались в детских изданиях Москвы, Уфы, Казани.
От автора. Моя дочь Наташа, третьеклассница, сядет уроки делать — вся согнется, скособочится. Замечания не помогают, наказания — тоже. Дурные привычки плохо изживаются. Задумался, что бы такое изобрести. И… написал сказку.
— Прочти внимательно,— говорю дочке. И уехал в командировку.
Недели две меня не было. Захожу домой, смотрю: Наташа уроки делает, спинку свою прямо-прямо держит. Я обрадовался, потом подумал: может, моя сказка и другим детям поможет?
Жил в лесу зайка, и все ему было нипочем. Никого он не слушал. Сядут они есть, мать ему:
— Коська, сиди прямо. Горб вырастет.
А у Коськи слова мимо ушей летят. Назло больше ссутулится, боком на стол ляжет, щи носом хлебает. «Ничего у меня не вырастет,— думает Коська.— Пугает мамка».
Пошел зайка в школу.
— Коська, сиди прямо,— говорит учитель.— Стариком станешь.
Коська для вида выпрямится, а через минуту снова тетрадь ушами перелистывает.
Стал зайка большим, глядь-поглядь в реку, а у него плечи в дугу, на спине шишка торчит — горб пророс. Захотелось ему как-то капусты, залез ночью в огород. Крадется тихо-тихо, а проклятый горб кочаны сшибает. Услыхали собаки, погнали зайку. До крови покусали, всю шкуру испортили, еле удрал. Три дня раны залечивал, вздыхал. На четвертый соскочил, ремнем подпоясался, усы растопорщил.
— Начхать мне! — кричит.— Я и без капусты проживу. Пойду в зоопарк, у меня данные!
Достал костюм двубортный. В плечи дощечку вшил, в талии заузил. Надел и сам себя не узнал. Ничего от Коськи не осталось. Для форса усы подкрасил, брови выгнул и двинулся.
Хозяин зоопарка — медведь. Ответственный, косолапый, в шапке норковой. Покрутил зайку, загудел,как в трубу:
— Хорош заяц! Хоро-о-ош. Плечи-то! Моих шире. А грудь! И вид товарный. Пойдет.
Определил зайку в лучшую клетку, на довольствие поставил по первой категории. Славная жизнь началась у зайки. Капуста, морковь отборная -— ешь не хочу. Спи сколько влезет. Зрителей мало — зима, холодно.
Пришло лето — жаркое. Солнце палит с утра до вечера. Терпит зайка, потом обливается, от крана с леденящей водой не отходит, Тут еще линять начал, кожа зудит — спасу нет, особенно горб донимает. Как ни жалко ему было, а пришлось костюм сбросить.
Увидели посетители, засмеялись, заулюлюкали. Детишки пальцем показывают, дразнятся: «Зайка Горбун, зайка Горбун». А уж как его медведь трепал за обман, про то лучше и не рассказывать.
Уковылял зайка в лес, упал под куст, зарыдал горько.
Бежала мимо зайчиха, увидала горемыку, пожалела, взяла к. себе. Стали вместе жить-пожи-вать. Сначала шепотки отовсюду слышались: такая, мол, красавица, а вышла за урода, но потом как-то стихли.
Купили супруги телевизор, стали кино дома смотреть, а там у них и детки пошли, после внуки. Зайка на детишек не нарадуется, нянчится, играет, колыбеленки складывает. Сам душой оттаял, про свое горе забывать стал.
Но, бывало, сядут они есть и шалун какой-нибудь раздурится, управы нет. На замечания не реагирует — горбатится. Старый зайка соскочит, сам не свой станет. За уши дерет, по плечам, как по барабану, колотит.
Дитенок расплачется, к бабушке бежит, в подол уткнется, жалуется. Бабушка его успокоит, на дедушкин горб покажет. «Такими хотите стать?» — спросит и про горькую дедушкину молодость расскажет. Зайчатки ее слушают, на ус мотают — ходят прямо, сидят не сутулятся. Растут стройные, сильные, грудь высокая — колесная, плечи — сажень косая.
Старый зайка горд ими, с похвальбой смотрит вслед. А толкнет в бок бабушку:
— Гордись, старая! Моя школа!
Бабушка на него лучисто взглянет, улыбнется мягко и промолчит.