Военная история нашей Родины многажды прославлена героическими оборонами крепостей. Интересно, что три русские крепости, основанные в разное время, построенные далеко друг от друга и знаменитые отпорами неприятелю, носили одинаковое название — Ивангород.
Известен широкому читателю по современной справочной и специальной литературе только один. Тот, чьи гордые башни и каменные стены привлекли внимание советских кинематографистов, экранизировавших шекспировского «Короля Лира». Эта крепость дала название городу, ныне находящемуся в Кингисеппском районе Ленинградской области, она — немая свидетельница весьма драматических событий, происходивших здесь в течение 500 лет.
Сейчас здесь день ото дня ширится фронт… реставрационных работ. И хотя еще не поднялись во весь свой прежний рост взорванные фашистами пятиярусные ивангородские башни, не полностью восстановлены зубцы, в трещинах стены, нельзя пока ходить по старинным лестницам, которые располагались только в наиболее безопасной части крепости, но возрождение Ивангорода зримо. Пришли первые посетители в здание бывшей таможни, где развернута интереснейшая выставка «Оборонное зодчество северо-западной Руси».
В бывшей Никольской застенной церкви намечается разместить экспозицию «Исторические виды крепости Ивангород».
В чем-то сходна судьба младшего брата Ивангорода на Нарове (до недавнего времени это название писали Иван-город) и Ивань-города — основанной в 1535 году крепости «на Себежи озери… 60 верст от Опочки», названной в честь пятилетнего Ивана IV.
Новая московская крепость-застава на рубежах псковской земли и «Литвы» сооружена по проекту Петра Фрязина, который, как сообщают летописцы, «город обложил и жил на Себежи три недели». Строительством, занявшим всего-то месяц, непосредственно руководили известнейшие тогда воеводы Василий Шуйский и Иван Бутурлин. На праздник освещения крепостной церкви святого Иоанна Предтечи и официального наречения укрепления в Себеж прибыл архиепископ московский Макарий…
Ивань-город на Себеже был деревянным, но удачное расположение на высоком холме над Себежским озером давало ему неоценимые боевые преимущества. Впрочем уже через год в этом все убедились. 27 февраля 1536 года 500 пищальников, составлявших гарнизон новорожденной цитадели, приняли на себя удар 20-тысячной рати короля Сигизмунда I. Сначала меткий огонь русских орудий заставили неприятеля отойти от стен, перегруппироваться, задуматься… А новый штурм со стороны окованного льдом озера и вовсе привел к большим потерям во вражеском стане. Разгром осадного корпуса довершила смелая вылазка русских воинов во главе с Иваном Бутурлиным. «Оных избиша нарядом городовым, а иные во озери истопша, а иных под стеной побиша, аки свиней…» — заметил псковский летописец о скором окончании этой осады.
Бой, утвердивший новое русское пограничное укрепление, конечно, не был последним. Военная гроза гремела над Ивань-городом на Себеже, потерявшем с годами первую часть названия и ставшем просто Себежем, до середины XX века.
Здесь установлен единственный в своем роде памятник… древней крепости с лаконичной надписью на приземистом граненом казенном блоке:
«Место кремля Себежской крепости, построенной для защиты рубежей земли русской в 1535 году».
Третий Ивангород (в отличие от двух первых он писался всегда только так — слитно) заложен много юго-западнее тех, о которых уже рассказано. Теперь это окрестности города Демблина в Польской Народной Республике. Дата его возникновения — XIX век, точнее — 1837 год. Как и две предыдущих, крепость предназначалась для обороны западных границ страны, когда еще живы были воспоминания о нашествии наполеоновской армии.
Послужили Родине старые укрепления, прославились своим мужеством гарнизоны трех Ивангородов!..